Полевая игра по миру Роберта Джордана
2002 год

Колесо Времен 2002
Колесо Времен - полевая игра Боевые правила Боевые правила Общие положения Этика мира Расходы и доходы Мир Снов Единая Сила Историческая справка Справка по миру Ссылки Новости Народы и страны Умения
Фотографии с игры
Мастерские материалы
Новости
ROBERT JORDAN WORLD
Историческая справка
Боевые правила
Правила по экономике
Единая Сила
Этика мира
Мир Снов
Народы и страны
Таланты и умения
Отчёты
Игра Домов
Ссылки

Правила по экономике


Версия 1.0
     Вращается Колесо Времен, Эпохи приходят и уходят, оставляя после себя воспоминания, которые превращаются в легенды. Легенды тускнеют, становятся мифом, и даже миф оказывается давно забыт, когда породившая его Эпоха приходит вновь. Нет ни начала, ни конца оборотам Колеса Времен. Оно - начало всех начал.

Цели и задачи


     Целью экономических правил, как обычно, является создание экономики, играющей в мире ту роль, которая ей отведена каноном. При этом мы идём не от причин, но от следствий. То есть моделируется экономика, дающая те же видимые игрокам результаты, что и в моделируемом каноне, с достаточной точностью, механизмы же, с помощью которых это достигается, используются по причине своего удобства, и для игроков являются "черным ящиком".

     В каноне мира Колеса Времен предполагается, что хотя экономическая система и торговый оборот уже достаточно развиты (напомним, что в мире уже есть города с населением в 300-500 тыс. человек, такие как Тар Валон или Кэймлин, а караваны торговцев регулярно добираются даже в такие медвежьи углы, как Двуречье), однако экономические процессы, по крайней мере пока, не начали играть ключевую роль в политике. В большинстве государств земельная аристократия крепко держится у власти, и нет купцов или банкирских домов, которые могли бы состязаться с казной Андора или, тем более, Белой Башни.
     Сравнительно малому влиянию экономических сил на политику способствует ключевая роль в ней Белой Башни. (Впрочем, Тар Валон и с торговой точки зрения можно назвать центром мира - это главный перевалочный пункт в торговле между государствами юга и Порубежьем).
     Действия правителей могут повлиять на судьбы торговли и на доходы землевладельцев в гораздо большей мере, чем действия даже крупнейших купцов. Жители Тира уже испытали это на себе после издания новых законов Лорда Дракона. Хочется добиться того, чтобы эта взаимосвязь была ощутима и понятие "плохого правителя" имело на игре смысл.
     При этом, однако, никакому правителю не дано в корне изменить самое устройство экономики за время, моделируемое в игре (примерно один год).
     Доходы большинства обитателей мира напрямую или косвенно связаны с продуктами земли и напрямую зависят от неурожаев (поэтому многих тревожит затянувшаяся жара и отсутствие дождей), разорения земли в ходе военных действий и тому подобных событий. Поэтому те катаклизмы, которые неизбежно предстоят по мере приближения Тармон Гайдон, если она действительно приближается, самым непосредственным образом отразятся на благосостоянии всех обитателей мира - от простых фермеров в Двуречье до Благородных Лордов в Тире.
     Кроме того, экономика (если ей заниматься не из-под палки) способна принести в игру дополнительный живой интерес и азарт.
     При этом, однако, поскольку экономика вторична по отношению к основным процессам, происходящим в мире, она должна носить фоновый характер, и те, кто не заинтересован в своем доходе и не знает, зачем собираются налоги, будут иметь возможность ей не заниматься. Мы делаем экономику для того, чтобы она расширяла пространство решений персонажей, а не сужала его.



Человек и экономика


     Каждый нормальный человек, будь это простой пастух или даже нищий, менестрель или купец, Айз Седай или Благородный Лорд, обладает определенными средствами к жизни.
     Эти средства распадаются на две части - имущество (в широком смысле - включая в это понятие те ресурсы, которые находятся в распоряжении человека, например государственную казну для короля или казну Благородного Дома для его главы) и повседневные расходы. Разумеется, то, какие повседневные расходы ты можешь себе позволить, зависит от того, насколько ты богат, но чем больше ресурсов в твоем распоряжении, тем меньшую их долю ты можешь потратить лично на себя. В подземельях Белой Башни могут хранится невероятные сокровища, но, если даже все их обратить в звонкую монету, Престол Амерлин не сможет увезти эти деньги с собой в мешке, да и не будет иметь в том надобности - подобные суммы нужны не для расплаты в гостиницах или на переправах, а для найма армий, снаряжения флотов и постройки дворцов. Поэтому эти два плана экономики строго разделены в игротехническом плане.
     То, как поступают деньги от имущества, а также сбор налогов, арендной платы и т.п. происходит "за кадром" и на игре не отыгрывается. То, сколько денег получит персонаж на карманные расходы в текущий цикл (равный 12 часам реального времени или нескольким месяцам игрового), а также и то, что он может предпринять со своим имуществом, зависит от двух параметров - от общего положения страны, в которой он живет, и от его личного благосостояния. Скажем, если в результате войны за кайриэнское наследство в Кайриэне начался голод, даже самые богатые кайриэнские лорды могут позволить себе гораздо меньше, чем раньше, потому что значительная часть денег уходит на то, чтобы закупать сильно подорожавшее продовольствие, а доходы от земли временно стали гораздо меньше, а если все соседи Андора подняли пошлины на андорские товары, то уж конечно глава купеческого дома в Кэймлине начнет ходить в более дешевые заведения, даже если его склады полны превосходным товаром.
     Личное благосостояние человека определяется числом от 1 (нищий, всё имущество которого сводятся к мелкой наличности в его суме) до 10 (правитель, власть которого пересекает границы одной страны, напр., Престол Амерлин), устанавливаемым мастерами перед каждым циклом в зависимости от его общественного положения, желания заниматься экономической деятельностью и т.п.
     В соответствии с этими двумя факторами игротехник раз в цикл доставляет в личный почтовый ящик персонажа или отдает тому в руки мешочек с деньгами на повседневные расходы (мешочек должен обеспечить сам игрок). В случае серьезного изменения этой суммы в мешочек вкладывается записка от управляющего имением, торгового агента, жены, оставленной торговать в лавке, подмастерья и т.п., в которой объясняются причины произошедшей перемены. Например, доходы землевладельца могли уменьшится потому, что уже несколько месяцев не выпадало ни капли дождя, из-за новых налогов Лорда Дракона или по причине набегов троллоков, или возрасти оттого, что Королевская Гвардия под командованием Гарета Брина обеспечила в стране мир и покончила с разбоями или потому, что новые суды берут меньше взяток.

     Поступившие деньги можно потратить различным способом. При этом предполагается, что на скудное проживание в своем родном поселении средств персонажу всегда хватает - найдутся родственники, что-то вырастет на огороде и т.д.
     Во-первых, значительные деньги поглощают путешествия, если хочется их совершать. В других городах надо останавливаться в гостиницах (которые обязательно должны быть в каждом поселении), причем чем выше твое общественное положение, тем в более дорогих комнатах придется тебе остановиться. Во время поездки в нынешнее неспокойное время стоит нанимать охрану или присоединяться к караванам, что тоже может стоить денег. Еще больших денег стоит поездка по реке на корабле. Питание в тавернах тоже чего-то стоит.
     Во-вторых, если ты участвуешь в боях или просто имел стычку с разбойниками или подвернулся под горячую руку при взятии города, то после этого, скорее всего, придется лечиться (см. боевые правила). Конечно, целительницы Айз Седай исцеляют бесплатно, но их хватает далеко не на всех, а в некоторых странах обращение к ним невозможно (например, в Амадиции).
     В-третьих, наличные деньги могут понадобиться на покупку различных полезных вещей - лошадей, изделий выдающихся мастеров, книг, редкостей времен Эпохи Легенд, на которые в последнее время большой спрос, или на сдельную оплату труда (матросу за погрузку лошадей на корабль, стражнику за пропуск через ворота в ночное время, книжнику за перевод попавшего в твои руки отрывка из книги на Древнем Наречии и т.д.).
     Наконец, в-четвертых, можно просто бросать деньги нищим, менестрелям и циркачам, играть в кости и карты и вообще разными способами прожигать жизнь.

     Помимо расходования наличных денег из кошелька, персонаж может, извещая о том игротехника, делать что-то со своим виртуальным имуществом, если оно, конечно, что-то из себя представляет. Иногда эти действия могут иметь прямое выражение в игре, как, например, наем работников из числа имеющихся на игре персонажей, иногда они только влияют на благосостояние того, кто их предпринимает (например, тайренский купец может принять участие в отправке хлеба в Кайриэн).

Экономика стран


     Для того, чтобы предпринимать экономические действия, оказывающие воздействие на Узор на уровне целых государств и народов, а не только на события в своем непосредственном окружении, человек должен обладать весьма значительным благосостоянием (в которое, повторимся, включаются и возможности обращаться к казне).
     Для каждого подобного действия, будь то сбор армии, постройка крепости, снаряжение парка осадных машин, учреждение научных школ или отправка экспедиции в Шару требуется определенный уровень благосостояния или сочетание нескольких более низких по специальной таблице. При этом любое мероприятие, требующее значительных денежных вложений, занимает продолжительное время (сначала надо доставить эти деньги оттуда, где они хранятся, затем договориться о закупках, затем доставить закупленное и т.п.).
     Правители государств могут принимать решения, относящиеся к судьбам их страны (а иногда даже и более обширных земель) в целом. Как говорится в Кариатонском цикле, "Дракон един со страной, а страна едина с Драконом". То же самое в значительной мере верно и в отношении обычных королей и королев. Выражается это не только в том, что если король поднимет налоги, то его подданные начнут получать меньше денег, или в том, что военная кампания неизбежно ухудшит общее благосостояние, но и в том, что если он будет пренебрегать делами управления, экономическое положение страны, а значит и жизнь большинства ее жителей, начнет ухудшаться.
     Для помощи в экономическом управлении правители нуждаются в услугах казначеев, финансовых советников и т.п. Обладатели этих ролей могут совмещать их с игротехническими функциями.

     Конкретные раскладки цен, доходов и возможных экономических действий различаются от страны к стране и будут сообщены непосредственно тем, к кому они имеют отношение.

К меню
На начало текста
О замеченных ошибках и неполадках прошу сообщать вебмастеру.
Кольцо сайтов по полевым играм
Предыдущий Случайный Следующий
Каталог