|
|
Hарод Айил обитает в огромной пустыне, которую сами айильцы зовут Трехкратной Землей ("ибо она есть камень, придающий облик - дабы создать нас; земля испытаний - дабы проверить нас; и наказание - за грех"), за Хребтом Мира (или Драконовой Стеной). По мнению самих айильцев, они попали в Трехкратную Землю за то, что не исполнили долга перед Айз Седай, которым некогда служили. Айильцы верят, что после падения Тирской Твердыни явится Кар'а'карн (Вождь Вождей на Древнем Наречии), Тот-Кто-Приходит-С-Рассветом, и выведет их из Пустыни.
Отношения с иными народами: Айил считают, что находятся в состоянии войны со всеми прочими народами, которые они называют мокроземцами, и чужаков в Пустыне не привечают. Допущены в нее могут быть только менестрели, торговцы и Лудильщики. Последних айильцы, однако, избегают, именуя Потерянными. Гораздо менее известно, что древний договор связывает айильцев и огир. Айильцы приходят в стеддинги за воспетым деревом и согласно этому Пакту должны никогда не обнажать там сталь. Айз Седай тоже могут рассчитывать на помощь и уважение от айильцев, в память о древнем долге перед ними. Более 400 лет назад, по велению Хранительниц Мудрости, айильцы заключили договор об общей воде с кайриэнцами, послав им Авендоралдеру, саженец Авендесоры, и даровав им право проезда через Трехкратную Землю по Шелковому Пути в Шару (в фургонах под флагом с листом Древа Жизни). Причиной этому было то, что в годы Разлома Мира, когда айильцы еще кочевали в поисках нового дома, предки кайриэнцев были единственным народом, который не прогнал айильцев из своих земель, а, напротив, позволил им брать любую воду, до которой они сумеют сами вырыть колодец. Поэтому Айил называли кайриэнцев Дольщиками Воды.
Союз с кайриэнцами распался, когда король Ламан срубил Авендоралдеру, чтобы сделать себе трон (23 года назад), и теперь Айил не зовут кайриэнцев иначе как Древоубийцами. Hадо заметить, что в Ламановой Войне участвовали не все айильцы, но лишь четыре клана - Таардад, Hакай, Рийн и Шаарад. Айильская молодежь часто отправляется в Запустение, сражаться с троллоками и прочими слугами Губителя Листвы, как Айил называют Темного. Троллоки никогда не добивались успеха в Трехкратной Земле и называют ее Дьевик К'Шар, Гибельной Страной.
Айил на войне: Как широко известно, айильцы чрезвычайно опасные воины, что с оружием, что без него. Они не применяют никакого оружия кроме копья, ножа, топора, щита и лука (то есть оружия, которое можно использовать не только для убийства людей), особенное же презрение питают к мечам. Битву они называют танцем копий и идут в нее под исполняемую их дудочниками мелодию. Взрослые мужчины-айильцы поют только боевые и погребальные песни. Перед тем как вступить в бой айильцы закрывают лицо черной вуалью - шуфой. Убивать с открытым лицом считается великим позором. Одежда айильских воинов - кадин'сор (на Древнем Hаречии - рабочая одежда) позволяет им оставаться незамеченными на фоне скал и в тени.
Воинами у Айил бывают не только мужчины, но и женщины, так называемые Девы Копья (Фар Дарайз Май). Вопреки убеждению мокроземцев, они составляют совсем не большинство айильских женщин (см. тж. далее о воинских сообществах). Айилец не имеет права, кроме как для спасения жизни (но и тогда он должен быть ранен), ударить женщину, не повенчанную с копьем.
Поскольку в Трехкратной Земле не водятся верховые животные, Айил вынуждены были научиться передвигаться очень быстро сами. Айльцы легко могут бежать вровень с кавалерией. Поэтому ездить верхом они считают делом людей изнеженных.
В войнах и набегах айильцы считают своим правом брать пятую часть имущества побежденных, кроме еды. Десятая часть добычи положена вождю.
Кодекс чести и долга: Основополагающим для Айил является понятие джи'и'тох (в приблизительном переводе с Древнего Hаречия - "честь и обязанность" или "честь и долг"). Есть множество путей заслужить честь - джи, для разных занятий и с разной ценой, много и способов обрести обязательство - тох.
Джи: В понятии "честь" у айильцев можно выделить две составляющие. Первая составляющая - это личные моральные качества человека, его принципы и воля, дающая силы следовать этим принципам.
Вторая составляющая - это "репутация", вес поступков в глазах общества, добрая слава. Джи как раз и является выражением этой составляющей: то есть, неким эквивалентом славы.
Джи от совершения того или иного действия увеличивается пропорционально сложности и рискованности этого действия. Например, в том, чтобы коснуться рукой противника в танце копий, больше джи, чем в убийстве с помощью оружия. Или, по аналогии, в том, чтобы пробежать огромное расстояние, - немного джи. Но если при этом бегун ранен, кругом враги и так далее - он получит гораздо больше джи, чем в первом случае. Но не стоит забывать и о том, что нельзя увлекаться "добычей" джи в ущерб своим обязательствам. Необходимо соблюдать меру.
Можно также сказать, что джи увеличивается пропорционально силе испытаний, которым подвергаются основные "добродетели" айильца: храбрость, стойкость (сила воли), ловкость, сила, мудрость. Так, в случае с касанием противника в танце копий испытанию подвергаются храбрость и ловкость. Если следовать этому принципу, то мудрость вождя, который ведет переговоры о воде и пастбищах в явно неравных условиях, подвергается большому испытанию, и в случае успеха в этих переговорах его джи должно увеличиваться.
В связи с вышесказанным, айильцы должны рассказывать друг другу о своих подвигах, но ни в коем случае не приукрашивая их.
Тох: Отношения между айильцами регулируются взаимными обязательствами, то есть, в конечном итоге, долгом. С одной стороны, тох - это долг, понятый как совокупность нравственных обязанностей одного человека или даже целого народа. Так, тох Авиенды к своему народу - быть хранительницей мудрости, поскольку она умеет направлять; тох Авиенды к Илэйн - присматривать за Рандом, поскольку она обещала это делать. С другой стороны, тох - это долг, понятый как необходимость возместить моральный ущерб, который возник вследствие нарушения этих самых обязательств, невыполнение своего долга. Тот, кто не выполнил тох (в первом значении) - обретает тох (во втором значении этого слова).
Вернемся к нравственным обязательствам. Они могут реализовываться двояко. Это, во-первых, "этикет", "правила поведения в обществе" и, во-вторых, обязательства личного характера.
Тот, кто нарушает обычаи, нарушает свой долг перед другими людьми (ибо не ведет себя так, как должно), а значит, наносит ущерб своей чести и обретает тох. Таким образом, этикет у айильцев - не пустая форма, которой можно в случае чего пренебречь. Величина тох здесь определяется тем, насколько оскорбительным для других является нарушение "этикета".
В случае с личными обязательствами все еще проще. Тот, кто не выполнил свой долг, нарушил обещание, не сдержал слово, соврал - обретает тох. Личные обязательства, разумеется, не ограничиваются частными отношениями между двумя людьми. Долг перед кланом (или воинским сообществом) также является личным, поскольку клан (и сообщество) для айильцев - не абстракция, а совокупность вполне конкретных людей. Обещание не обязательно оглашать, более того, другой человек может и не знать, что ты ему что-то должен сделать: достаточно самому осознавать свои обязанности.
Тох может обрести не только тот, кто нарушает обязательство, но и тот, кто своими действиями повлек это нарушение обязательств. Например, если тебе поручили все время быть рядом с неким человеком, а он сбежал, то тох будет не только у тебя к тем, кому ты дал слово, но и у сбежавшего к тебе, ибо он задел твою честь.
Также следует помнить, что тох и ущерб, нанесенный джи - вещи хоть и разные, но тесно связанные между собой. Так, воин, которого взяли в плен (не в гай'шайн) теряет джи, но не обретает тох. Опять таки, тот, у кого есть тох к спасителю родича, не теряет джи. Но обычно потеря джи все-таки связана с совершением предосудительных поступков, которые влекут за собой тох. Например, ложь, убийство не в танце копий и пр.
Тох можно объявить другому человеку, в том случае, если он совершил нечто, затрагивающее честь клана или воинского сообщества (например, совершил убийство не в танце копий). Это также можно назвать объявлением вражды: ведь человека можно заставить искупить свой тох (например, смертью). Для того, чтобы объявить вражду, нужно положить нож к ногам врага. Вражду нельзя объявить Хранительнице Мудрости и кузнецу.
Кроме того, тох возможно обрести к человеку, который спас жизнь тебе или твоему родичу. Обычно этот долг оплачивают "кровью", то есть готовностью пожертвовать собой для спасения этого человека.
Для Айил необычайно важно исполнить любой, даже самый малый тох к окружающим. Тох (в первом значении, см. выше) необходимо выполнить. Исполнение тох (во втором значении) подразумевает наказание, обычно связанное со стыдом и унижением. Айилец должен навлечь на себя позор, превосходящий оскорбление, нанесенное им другому человеку. Тох можно исполнить самостоятельно, а можно попросить кого-нибудь другого "помочь исполнить тох". В первом случае "меру наказания" определяет тот, кто имеет тох, во втором - тот, кого просили помочь. Распространенные наказания: порка (ее обычно осуществляет тот, кого просили помочь исполнить тох), выполнение унизительной и бессмысленной работы, для женщин - ношение короткой юбки, косичек с красными лентами и кукол в знак того, что они еще не повзрослели. Айил готовы претерпеть позор для исполнения тох, которого мокроземцы даже и не заметят. Чрезмерное унижение при исполнении тох считается, тем не менее, признаком гордыни.
В рамках джи'и'тох не приняты извинения, а также попытки взять на себя тох другого человека или облегчить его участь. Будучи исполненным, тох перестает существовать.
Тот, у кого отняли честь, может "искать ее в другой жизни", то есть покончить с собой. Эта ситуация может иметь место только в том случае, если решение вождя задевает все воинское сообщество (в качестве последнего аргумента [1]).
Гай'шайн: Можно выделить три ступени джи, получаемой в танце копий. Самая низшая ступень - убить врага, поскольку на это способен каждый, больше чести в том, чтобы взять врага в плен, самую же высокую честь можно заслужить, коснувшись вооруженного противника и не причинив ему при этом никакого вреда. По обычаю, воин, которого коснулись в танце копий, может требовать от победителя, чтобы тот взял его в качестве пленника - гай'шайн. Тем самым победитель приобретает меньше джи, а джи побежденного наносится меньший урон. Этим особенно славятся Девы Копья и Каменные Псы. Кроме того, гай'шайн можно стать, заведя разговор с мужчиной о его тесте, а с женщиной о ее свекрови (по-айильски, о втором отце и второй матери), - если только собеседник не помянул своих родственников первым. Это считается оскорблением, достаточным для того, чтобы взяться за оружие. Но обиженный может и не бросаться на обидчика с копьем, а просто коснуться его, после того как тот заговорил. Это приравнивается к прикосновению к вооруженному противнику. Подобный поступок приносит много джи и навлекает много тох, но тот, кого коснулись, может потребовать, чтобы его взяли в гай'шайн.
В гай'шайн можно брать всех, кроме Хранительниц Мудрости, кузнецов, детей до 15 лет, беременных женщин и женщин с детьми до десяти лет. В гай'шайн не берут и мокроземцев, потому что у них нет представлений о чести. Гай'шайн имеет тох - долг по отношению к своему пленителю (возможно, потому, что тот, кто согласился взять тебя в гай'шайн, таким образом помогает тебе вновь обрести утраченную честь. Значит, ты его должник). Он заключается в том, что гай'шайн обязан прослужить победителю год и один день, все это время выказывая покорность и не прикасаясь к оружию. Гай'шайн можно приказывать практически что угодно. Гай'шайн также можно передать другому человеку. Один из немногих способов обрести тох к гай'шайн - напомнить ему о его прошлой жизни. Для девяти воинских сообществ из двенадцати (кроме Каменных Псов, Ищущих Воду и Красных Щитов) это является глубочайшим оскорблением. Как ни странно, напомнить хозяйке крова, ставшей гай'шайн, о том, кто она такая, не только прилично, но и иногда поощряется. Есть и другие детали, которые мокроземцу понять затруднительно: например, если ты взял в гай'шайн серебряных дел мастера, то должен позволять ему работать на себя самого столько же, сколько на тебя. Сбежавшего гай'шайн вернет его собственный клан, и срок начнет исчисляться заново. Более того, первый брат или первая сестра бежавшего могут пойти в гай'шайн, чтобы исполнить тох своего клана. Убийство гай'шайн считается столь же гнусным преступлением, как убийство ребенка. Оправдания убийце быть не может, и его ждет смерть от руки брата или сестры (но гай'шайн всё равно не имеет права сопротивляться). Hикто не пойдет в гай'шайн к мокроземельцу, ибо они не имеют понятия о джи'и'тох. Гай'шайн одеваются в белое и носят капюшоны. Пользоваться во время плена своими прежними вещами они права не имеют.
Взять в плен и взять в гай'шайн - две большие разницы. Взятие в гай'шайн -
одолжение, сделанное тому, кто потерял джи в танце
копий. Соответственно, необходима просьба
побежденного. Итак, тот, кого коснулись рукой в танце копий должен прервать
танец и, как только позволят обстоятельства, попросить победителя взять его в
гай'шайн. Если побежденный этого не делает, значит, такова цена его чести
(небольшая, прямо скажем). У него нет к победителю тох. Правда, спокойно жить с
таким таким ущербом, нанесенным чести, сможет не каждый айилец.
Каким образом
в гай'шайн попадают "мирные жители": ткачи, ювелиры и прочие? Очень просто:
айилец, не являющийся членом воинского сообщества, также может участвовать в
танце копий. К женщинам, не повенчанным с копьем, это тоже относится (например,
в случае нападения на становище, женщина может взять в руки оружие и начать
сражаться). Если ее коснутся рукой - ее чести также наносится ущерб, и она может
просить взять ее в гай'шайн.
Все исключения ? см. выше.
Танец копий в
данном случае подразумевает поединок. Вы должны
коснуться своего непосредственного противника! Если вы дотронулись до
того, кто дерется с другим человеком - какая в этом честь? Hаличие оружия у
противника необходимо всегда, кроме тех случаев, когда вы танцуете с кем-нибудь
из Совин Най, которые часто дерутся голыми руками.
Что делают с захваченными
пленниками (не гай'шайн)? То же, что и везде. Их можно обменять на других
пленников, отдать за выкуп, отпустить в качестве гарантии перемирия и пр.
Пленник - не гай'шайн. Его нельзя заставлять служить, и, кроме того, пленник не
будет покорным, как гай'шайн. Случаи взятия в плен сравнительно редки, в
основном это раненые, оглушенные и пр. Долго держать кого-то в плену просто так,
безо всякой специальной цели. - не в обычаях айильцев.
Хранительницы Мудрости
не участвуют в боевых столкновениях между айильцами. В случае столкновений с
мокроземцами или Отродьями Тени ? по желанию хранительницы.
Те, кто утратил честь, называются у айильцев да'тсанг. Они носят черное и выполняют только и исключительно абсолютно бессмысленный труд, пока Хранительницы Мудрости не сочтут, что они проявляют достаточно рвения в том, чтобы исполнить свой неисполнимый тох.
Айильские заповеди: Подводя итог всему вышесказанному, можно перечислить следующие айильские "заповеди":
1. Не бери в руки меча.
2. Не лги (правду можно скрывать, но откровенная ложь влечет за собой большой тох). У айильцев нет такого понятия как "ложь во спасение".
3. Не укради (укравший лишается чести и может быть подвергнут самому унизительному наказанию).
4. Не шпионь (понятие "шпионить" не распространяется на Хранительниц Мудрости, которые могут наблюдать за человеком через его сны).
5. Не убий: ребенка, Хранительницу Мудрости, гай'шайн, женщину не в танце копий (не повенчанную с копьем), кузнеца.
6. Не убивай с открытым лицом.
7. Любой долг должен быть оплачен, любое обязательство должно быть выполнено.
8. Не болтай о чужих секретах.
9. Не беги от танца копий.
10. Стыд страшнее боли.
Стыд: Стыд, как уже было сказано, очень важная составляющая джи'и'тох; большинство вопросов оплаты тох связаны именно со стыдом, поскольку провинившийся сознательно ставит себя в унизительную ситуацию. Но айильцам свойственно стыдиться и тогда, когда речь не идет о тох.
Для айильцев вообще очень важно понятие умеренности. Если человек в своем поведении отступает от принятой "золотой середины", это считается недостойным и, следовательно, постыдным. Постыдна как излишняя несдержанность, так и излишняя мягкотелость, слабохарактерность.
Приведем несколько примеров. Постыдным был бы отказ плыть на корабле, ведь, чисто физически, айильцы на это способны. Постыдно показывать свой страх (не просто бояться, но позволить страху завладеть тобой). Постыдно, задумавшись о своих собственных проблемах, расслабиться и перестать обращать внимание на окружающее, особенно если обстановка враждебна. Постыдно колебаться перед неприятным разговором и т.п. Нехорошо также слишком буйно проявлять свои чувства, хвастаться и пр.
Того, кто проявляет слабость, могут пристыдить - при свидетелях обратить внимание на неподобающее поведение. Хвастливость, например, нерешительность или изнеженность. Это не является оскорблением, при условии, конечно, что упрек справедлив.
Все это пока не имеет отношения к тох. Тот, кто испытывает стыд, должен стыдиться, искупая свою слабость. Но если вам кажется, что провинность слишком велика и ваша честь задета, значит, вы обрели тох, и его надо исполнить (в зависимости от обстоятельств).
Если вас пристыдили или обвинили в чем-то несправедливо, выставили или пытаются выставить перед окружающими в дурном свете, а вы, хорошенько поразмыслив, никой вины за собой не ощущаете, значит, вас оскорбили, и вы можете требовать возмещения урона, нанесенного вашей чести. Можно просто побить того, кто вас обидел, желательно при свидетелях (чем больше оскорбление, тем больше должно быть свидетелей), если, конечно, силы хватит (ведь если вы кидаетесь с кулаками на обидчика, а он вас победит, вашей чести будет нанесен еще больший ущерб).
Можно предложить обидчику станцевать с копьями и (в зависимости от тяжести оскорбления ранить, убить, коснуться голой рукой). Если же оскорбление было настолько серьезно, что пороть горячку было бы неправильным, вы можете объявить обидчику тох, положив нож к его ногам. Тогда вы сможете отложить уплату тох и сделать все по правилам. К искуплению тох вполне можно принудить силой.
Впрочем, скорее всего он и сам поймет, что у него к вам тох и попытается сам его исполнить Или же это сделает его первый брат или первая сестра - в случае очень большого тох, например, бегство гай'шайн.
Если вас обидел один из мокроземцев, у которых, как известно, нет представлений о чести, вы совсем не обязаны это ему спускать. Вы можете заставить его заплатить за ущерб, причиненный вашей чести, или за нарушение айильских законов и обычаев (например, за воровство). Если это был древоубийца, то можно его просто убить. Но это, конечно, крайний случай. Обычный способ - унизить, заставить испытывать стыд: отколотить, заставить ходить голышом (см. историю Изендре), заставить заниматься бессмысленной работой и т.п.
Но следует помнить, что мокроземцы не разбираются в обычаях айильцев, поэтому карать их стоит только за явные преступления и оскорбления, а болтовню лучше пропустить мимо ушей.
Отношение к жизни и к смерти: Айил считают, что жизнь - это сон, а смерть - пробуждение. Смерть приходит ко всем, но каждый может общаться с ней по-разному: молодые как с врагом, которого постоянно вызывают на битву, те, кто постарше и помудрее, - как со старой любовницей, с которой хочется встречаться пореже. Так или, иначе, айильцы не боятся смерти тем иррациональным страхом, который свойственен мокроземцам; лучше умереть, чем поступиться джи'и'тох, лучше претерпеть страшную боль, чем искать в смерти спасения от невыполнимого долга.
Смерть родных и близких, если те умерли, как подобает, айил переносят стоически: во-первых, потому, что относятся к смерти спокойно, а во-вторых, потому что сдержанны в проявлении своих чувств.
Кланы: Айильцы подразделяются на кланы, каждый клан в свою очередь распадается на септы. Кланов двенадцать - Гошиен (вождь Бэил; септы Джирад, Каменная Река, Красная Вода, Мосаада; признали Ранда Кар'а'карном), Дарайн (вождь Манделайн; септ Шелан), Кодарра (вождь Индириан; септ Джуэрнское ущелье), Миагома (вождь Тимолан; септы Змеиная Вода, Спинной Хребет), Hакай (вождь Бруан; септы Черная Вода, Соленая Равнина; признали Ранда Кар'а'карном), Рийн (вождь Деарик; септ Мусара; признали Ранда Кар'а'карном), Таардад (вождь Руарк; септы Горькая Вода, Железная Гора, Джиндо, Девять Долин, Миади, Четыре Валуна, Чумай, Кровавая Вода; признали Ранда Кар'а'карном), Томанелле (вождь Ган; септы Серай, Шорара; признали Ранда Кар'а'карном), Чарин (вождь Эрим; септы Косайда, Джарра, Белая Гора; признали Ранда Кар'а'карном), Шаарад (вождь Джеран; септы Имран, Хайдо, Черный Утес; признали Ранда Кар'а'карном), Шайдо (не имеют вождя; септы Джумай, Домай, Зеленые Соли, Мошайн; признали Кар'а'карном Куладина), Шианде (вождь Джанвин; септ Недер). Тринадцатый клан - Дженн Айил, Клан-которого-нет. Кланы обычно враждуют друг с другом, как, например, уже многие поколения враждуют Таардад и Шайдо. При захвате становища другого клана забирается пятая часть захваченного имущества, не считая продовольствия. Между некоторыми кланами имеется кровная вражда, например клан Гошиен находится в кровной вражде с Шаарад.
Воинские сообщества: Айильское воинское сословие (алгай'д'сисвай, "воины копья") имеет и другую структуру, соединяющую враждующие кланы - сообщества воинов. Члены этих сообществ никогда не поднимут копье на друг на друга, даже если принадлежат к враждующим кланам. Каждое сообщество имеет свои обычаи и выполняет на войне особые функции. Известны Шае'ен М'таал (Каменные Псы), которые обычно помещаются в арьергарде и при вступлении в общество дают клятву никогда не отступать без приказа, Аэтан Дор (Красные Щиты, к ним принадлежал Руарк), которые выполняют функции полиции, Фар Дарайз Май (Девы Копья), единственное женское сообщество, которые обычно посылаются в разведку, Фар Алдазар Дин (Орлиные Братья), отвлекают врага внезапными ударами, Дуад Махди'ин (Ищущие Воду), функция понятна, но также что-то вроде дипломатов, Сейа Дун (Черные Глаза), к ним принадлежит Куладин, лучшие стрелки из лука, Ша'мад Конд (Громоходцы), охраняют стоянки, если все остальные воины ушли танцевать с копьями, Совин Най (Руки-Ножи), славятся умением сражаться без оружия, Тайн Шари (Истинной Крови), обычно находятся в авангарде, Хама н'Доре (Горные Танцоры), лучше других сражаются на пересеченной местности, в скалах и пр., Рахиен Сорей (Рассветные Бегуны), гонцы, отличающиеся выносливостью даже среди айил, Кор Дарай (Ночные Копья), обычно сидят в засаде, обрушиваясь на врага в подходящий момент.
От межклановой вражды защищены также Хранительницы Мудрости - они неприкосновенны.
Власть: У айильцев есть две независимые ?власти? - вожди кланов и Хранительницы Мудрости. И тот и другой титул - пожизненны. Вождем может стать любой мужчина клана, прошедший Испытание Руидина (хотя обычно вождем клана становится кто-либо из числа вождей септов), после смерти предыдущего вождя. Хранительницы Мудрости сами пополняют свое число. В частности, они обнаруживают всех женщин умеющих направлять. Мужчинам же, умеющим направлять, уготована страшная участь, они отправляются в Проклятые Земли, чтобы, как они говорят, ?убить Темного?. Hи один не вернулся.
Вождь в принципе может отказаться от своего титула, но по сей день известен только один такой случай - Джандуин, предыдущий вождь Таардад и предводитель Айил в Ламановой Войне. Вожди не являются членами воинских сообществ, но их честь охраняет то воинское общество, в которое они входили прежде. Вожди периодически встречаются в месте именуемом Алкайр Дал, Золотая Чаша, и обсуждают там общие для Айил дела. В Алкайр Дал действует водяное перемирие. Пришедшие в Алкайр Дал делятся не по кланам, а по воинским сообществам, для лучшего соблюдения перемирия. Хранительницы Мудрости не имеют права присутствовать в Алкайр Дар, точно так же как вожди не присутствуют на собраниях Хранительниц.
В случае смерти вождя и до избрания нового от имени вождя может говорить хозяйка крова.
Айильцы беспрекословно подчиняются вождю (или Кар'а'карну) во время танца копий, но за его пределами пользуются значительной свободой. Хорошо известно, что "даже Кар'а'карн не король, как в мокрых землях".
Руидин: Все желающие стать вождем или избранные в Хранительницы должны отправится в Руидин, что в землях Дженн Айил, и пройти Испытание Руидина. Хранительницы Мудрости, пребывающие в Руидине, могут отказать в допуске в Руидин. Руидин расположен на склонах горы Чейндар, местонахождение которой - тщательно оберегаемая тайна. Всякий неайилец, обнаруженный там, будет немедленно убит, только торговцев и менестрелей могут просто раздеть догола, дать столько воды, сколько они могут нести на спине и предоставить выбираться из Трехкратной Земли самим. Между айильцами же тщательнейшим образом соблюдается Перемирие Руидина. Hикому не дозволено проливать кровь того, кто идет в Руидин или возвращается оттуда. Любой нарушивший Соглашение Руидина станет изгоем. Он будет навеки лишен прохлады, отлучен от своего крова, и его родичи станут охотится за ним, словно за диким зверем. Вступить в Руидин может человек айильской крови, допущенный Хранительницами, причем мужчина один раз, а женщина - дважды. Церемониальная фраза просьбы к Хранительницам: ?По праву крови я прошу дозволения вступить в Руидин в честь наших предков и в память о минувшем?. В Руидин отправляются без воды и пищи, в память о скитаниях народа после Разлома Мира. Оружия с собой брать нельзя и помыслы идущих должны быть чисты, дабы почтить Дженн. Руидин принадлежит мертвым, а потому идущим туда нельзя говорить с живыми впредь до своего возвращения и живые не должны смотреть на них. Что касается Хранительниц Мудрости, то они, отправляясь в Руидин, должны оставить также и свою прежнюю одежду. Как мужчины так и женщины совершают путешествие к сердцу Руидина, где, в кольце хрустальных колонн, они переживают отрывки из жизни своих предков. Женщины по пути проходят также через три кольца, где они видят туманные картины будущего.
То, что узнается в сердце города, разумеется, отличается у каждого, но есть некоторые общие моменты [2]. 1. Все узнают о том, как служили Айз Седай и о том, что некогда следовали Пути Листа и были единым народом с Лудильщиками. 2. Все узнают о заключении Соглашения Руидина по настоянию Айз Седай и Дженн (следовавших Пути Листа). 3. Тайное имя Айил - Hарод Дракона. 4. Пророчество Руидина, т.е. признаки Кар'а'карна: ?Кровь от крови вашей, но рожденный и взращенный на чужбине, он придет с запада, из-за Хребта Мира. В ознаменование его прихода падет несокрушимая твердыня. Он явится из Руидина с рассветом и свяжет вас неразрывными узами. Он вернет вас к былому и он же уничтожит вас. Под древним знаком будет он побеждать. Кровь тех, кто зовет себя Айил, прольет он на песок, изломает их, словно сухие прутья, и лишь жалкие остатки народа спасутся, но спасшиеся будут жить?.
Многие из отправившихся в Руидин погибают, и некоторые из вышедших сходят с ума. Hикого не ждут у Руидина долее 10 дней, ибо известно, что никто не возвращался позднее этого срока. Hа предплечье правой руки мужчин вышедших из Руидина появляется изображение дракона и известно, что у Того-Кто-Приходит-С-Рассветом они будут на обеих руках. Говорить о том, что увидено в Руидине, с теми, кто там не был, строжайше запрещено и даже бывшие там редко обсуждают это между собой.
Женщины: У Айил только женщины могут владеть землей и жильем. Поэтому, когда женщина выходит замуж, её родные строят для неё новый дом и муж, унося её от родных, приносит туда и просит дозволения войти. Точно так же и в холде, главной крепости клана, хозяйкой крова является жена вождя и каждый входящий, включая его самого, должен испрашивать её дозволения и подносить дар. Вождь, просящий у хозяйки крова позволения войти, произносит следующие слова: "Я испрашиваю дозволения вступить в твою крепость, о Хозяйка Крова". Хозяйка крова отвечает так: "Я даю его тебе, о вождь клана. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада". Человек, не являющийся вождем, должен сказать "Да пребудет у тебя всегда вода и прохлада, о Хозяйка Крова. Позволь мне защищать твой дом и очаг", если он воин, или "Прошу дозволения обрести приют у твоего очага", если он не относится к числу алгай'д'сисвай. Ответ хозяйки крова: "Я даю его тебе. Под моим кровом всегда найдутся вода и прохлада". Если у хозяйки крова просит разрешение войти бездомный бродяга, она привечает его так: "Тебе дозволено вступить под мой кров. Для тебя найдутся и вода и прохлада". Хозяйка крова имеет право отказать не только мужу, но и вождю, несмотря на то, что это может привести к расколу клана.
Подходя к дому, следует открыть лицо и издавать шум, показывая, что идешь с миром.
Законы гостеприимства гласят, что отказ принять гостеприимство, даже от кровного врага, считается постыдным.
Ещё один брачный обычай Айил вызывает удивление мокроземцев - если мужчина сватается к одной из двух сестер или подруг и вторая также хочет выйти за него замуж, то он обязан взять в жены обеих, тем самым они становятся сестрами-женами. Право принимать окончательное решение принадлежит женщине и в том случае, если другая хочет стать женой ее мужа. Мужчина не может заставить женщин стать сестрами-женами.
Предложение также делает не мужчина, а женщина. Она сплетает брачный венок и кладет его к ногам своего избранника. Символика цветов, из которых сплетен венок, имеет очень важное значение, поскольку говорит о характере невесты. В случае отказа мужчина наступает на венок ногой. Все вышесказанное не значит, что инициатива в отношениях подобного рода принадлежит только женщине. Ухаживает, наоборот, мужчина. Одним из знаков ухаживания считается подарок - "дар расположения". Чтобы добиться расположения женщины, мужчина может попросить причесать ее или вымыть ей волосы. Также мужчина может попросить ее потереть ему спину в парильне. Или, сделав вид, что он не замечает возлюбленную, немного поплясать, словно от радости жизни. "Случайно" ее заметив, следует смутиться и покраснеть.
У айильцев принято сдержанно проявлять семейные чувства при посторонних.
Особое положение занимают Девы Копья, которые отрекаются от семьи ради копья. Тем не менее, дева отнюдь не должна отказываться от общения с мужчинами. Мужчина, который решает добиться расположения Девы, может (почти должен) получить одобрение у ее сестер по копью. В знак одобрения Девы (каждая) выпивают с мужчиной по глотку чая, говоря при этом: "Помни о чести". Когда мужчина отвечает так же, Дева целует его в обе щеки.
Мужчина, безуспешно пытающийся добиться расположения Девы, может пойти к ней в гай'шайн. Но уважения Девы он таким путем не добивается. Про таких мужчин говорят, что "Девы учат его петь" (напоминаем, что мужчины поют только погребальные и воинские песни). Известна также игра в "Поцелуй Девы". Она заключается в том, что Девы приставляют копья к горлу мужчины, а он должен целовать их, и если Дева недовольна поцелуем, то нажимает копьем несколько сильнее. Выигрывает тот, у кого будет как можно меньше порезов. Предложение сыграть в "Поцелуй Девы" - распространенная шутка.
Сказать, что Дева вложит душу в венок, который она положит к ногам мужчины - страшное оскорбление.
У Дев есть свой собственный Кров (в отдельных случаях они могут объявить какой-либо дом своим кровом. Например, Кров Дев в Руидине). Мужчина не имеет право входить под Кров Дев. Для Ранда было сделано исключение, поскольку именно Девы поддерживают его честь.
Если у Девы рождается ребенок, то пока она беременна, она отстраняется от копья, а дальше должна выбирать между копьем и ребенком. Hо все дети Дев тщательно взращиваются, ибо из них будет происходить Кар'а'карн.
Айильская система родства: Айильцы имеют самостоятельный термин для каждого возможного отношения родства и различают их больше, чем принято в мокрых землях. Родство по матери считается более близким, чем родство по отцу. Ближайшая степень родства - это дети одной матери, они называются первыми сестрами или первыми братьями. Дети одного отца - вторые сестры или вторые братья соответственно. Точно также зовутся дети первых сестер. Первые сестры или братья матери называются сестрами-матерями или братьями-отцами. Родители матери - это дед и бабушка, а отца - второй дед и вторая бабушка. Родители супруга - второй отец и вторая мать.
Мужчина должен выслушать вторую мать прежде своей, а женщина - второго отца прежде своего. Вообще, отношениям со второй матерью и вторым отцом айильцы придают особенное значение.
Дополнительную сложность в эту систему вносит то, что близкие друзья (почти сестры или почти братья) могут обратиться к Хранительницам Мудрости и, пройдя сквозь особый ритуал, стать первыми сестрами или первыми братьями (впрочем, мужчины практически никогда не прибегают к этому ритуалу).
Жилище и повседневная жизнь: Вопреки распространенному среди мокроземцев мнению, айильцы - не кочевники. Они имеют скрытые в скалах жилища - холды, незаметные обычно взгляду постороннего наблюдателя, и кочуют только тогда, когда пасут свои стада (в основном коз). Жилища айильцев обычно полны предметами роскоши - как их собственной работой, так и приобретенным в Шаре, которая зависит от айильских торговых путей, или захваченным у мокроземцев во время набегов. Дома богато украшены коврами, но мебели мало, так как в Трехкратной Земле не растут деревья и деревянные предметы ценятся необычайно высоко. Кресла есть только у вождей, но и они пользуются ими только по торжественным случаям - вынося приговоры, принимая послов или выслушивая капитуляцию побежденного врага.
На плоских крышах домов и на скрытых в тени скал террасах растут различные злаки. Их приходится поливать вручную, обычно этим занимаются дети или гай'шайн. Айильцы едят и многое из того, что на вид не слишком похоже на еду - крупных пустынных ящериц гара (мясо похоже по вкусу на говядину), мотай - хрустящих сладких личинок, похожих вкусом на яблоко, и т.д. Традиционная утренняя еда - каша. Дома (в крепости) едят обычно лежа, головами к центру помещения, положив под локоть подушку. Сверху эта трапеза напоминает колесо, где люди - спицы.
Из ремесел более всего развиты ткачество и ювелирное дело, после этого - работа по металлу. Айил добывают свое золото и серебро, многие менее редкие металлы, а из драгоценных камней - рубины, сапфиры, опалы и огневики, которые используют неограненными. Айильские женщины носят множество украшений, мужчины не носят их вовсе. Труд кузнеца ценится столь высоко, что его даже нельзя взять в гай'шайн.
Айил умеют читать и с уважением относятся к книге. Характерно, что взявши и в значительной мере разрушивши Кайриэн во время Ламановой войны, они не тронули Королевскую Библиотеку. Большинство айильцев читало о мокрых землях, так что то, что они там встречают, не становится для них полной неожиданностью (хотя всё равно им трудно по книгам вообразить себе, что такое море или лес).
Айильцы вежливы, оскорблять врага и принижать его достоинства - не приносит джи. Так ведут себя только те, кто не помнит о чести.
Традиционное приветствие Айил: "Я вижу тебя, имярек". Пожелание доброй ночи: "Спи спокойно и проснись, имярек". Клятва: "Да лишусь я крова, если не так". Распространенное айильское ругательство - "Сорда". Сордой называется разновидность пустынной крысы, айильцы считают ее хитрой, пронырливой и совершенно ни на что не годной; даже кошки, убив крысу, редко ее съедают, настолько мерзко на вкус ее мясо.
Самый торжественный вид клятвы у Айил (например, так клянутся вожди при окончании кровной вражды между кланами) - водный обет. Каждый из приносящих водный обет дает испить воды из своей чаши второму.
Айильский юмор. Айильский юмор не понятен мокроземцам в первую очередь потому, что касается специфически айильских реалий. Так, у айильцев принято обмениваться своеобразными колкостями, особенно это любят делать представители разных воинских сообществ. В смешном виде представляются характерные особенности данного воинского сообщества: например, про Дев говорят, что они используют язык жестов потому, что даже если у них отсохнут языки, перестать болтать им все равно невмоготу; про Громоходцев - что раз они находят честь в том, чтобы охранять пустой шатер, то наверняка гай'шайн приносят им пустые чаши, а они пьют и пьянеют почище, чем иные от спиртного. На удачную шутку не обижаются.
Объектом шутки может быть также любой забавный казус, относящийся к джи'и'тох. Например, история о том, что некий юноша был вынужден взять в гай'шайн хозяйку крова и еще до истечения ее срока женился на ее дочери. Таким образом, у него в гай'шайн оказалась его вторая мать. Попытки юноши разрешить это противоречие (отдать мать дочери в качестве гай'шайн, взять в гай'шайн жену и пр.) кажутся айильцам достаточно комичными.
Часто вышучиваются чьи-нибудь слабости, в принципе, не являющиеся позорными. Например, объектом насмешек может стать Дева, слишком увлекшаяся мужчиной, или, наоборот, мужчина, влюбленный в Деву. Айильцы насмехаются и над мокроземцами, если те боятся или смущаются того, что, по мнению айил, совершенно не страшно и не стыдно. Так, свою порцию насмешек получил стеснительный Ранд.
Соответственно, самая соль шутки как раз в отсылке к известным только айильцам элементам их культуры (зачастую - к элементам очень важным, серьезным, см. джи'и'тох). Поэтому юмор мокроземцев им непонятен: айильцы пытаются найти в шутках мокроземцев ту самую отсылку к серьезному, и, не найдя ее, не понимают шутки.
Некоторые имена: мужские: Бендуин, Бруан, Бэил, Бэйрин, Ган, Гаул, Гейрн, Деарик, Джанвин, Джандуин, Джеран, Индириан, Кингуин, Куладин, Маерик, Мангин, Манделайн, Мурадин, Руарк, Сейрин, Тимолан, Уриен, Феран, Эрим; женские: Авиенда, Агирин, Аделин, Аларис, Алсера, Амарин, Аэрин, Байн, Белинда, Бэйр, Джолиен, Дизэйн, Доринда, Дэйлин, Ламелле, Лиан, Майра, Мелиндра, Мелэйн, Модарра, Hорлия, Риэль, Сеана, Севанна, Сомара, Сомерин, Сорилея, Сулин, Терава, Тион, Чиад, Эмерис, Эмис, Энайла, Эфалин.
[1] См. "Огни небес", т.3, с.352
[2] Подробно смотри видения Ранда в "Восходящей тени", т.2.