Колесо Времен 2002 |
Первое письмо.
Дорогой сын!
Сегодня день твоего четырнадцатилетия, и я задумался над дальнейшей твоей судьбой. Ряд обстоятельств, которые не доверены бумаге, побудили наш Дом воспитывать тебя за границами Кайриэна. Потому, не имея покуда возможности лично посвятить тебя в искусство Даэс Дэй'мар, которым ты овладел бы в Кайриэне, играя со своими сверстниками, я решил написать тебе эти письма, посвященные основам Игры Домов, дабы хоть в какой-то мере подготовить тебя к возвращению на родину.
Искусный игрок должен обладать множеством умений. Самые важные из них - умение молчать, умение слушать, умение говорить. Великая Игра приумножает значение слова - тому есть много примеров. Но и сама Игра состоит из слов и поступков - вот почему верно выбранное слово столь ценно. А необдуманная фраза может стоить твоему Дому много больше, чем нападение разбойников на манор.
Теперь позволь мне дать тебе несколько советов. Советы следует понимать буквально, если ты хочешь извлечь из них пользу.
Первый совет - прежде чем сказать, остановись. Сперва произнеси фразу про себя и удостоверься, что верно подобрал все слова. И лишь потом - говори. Если же ты не уверен, что фраза удачна - смолчи. Если должен ответить, но боишься за свой ответ - перемени тему, уйди от ответа. Задумайся о том, как многие ждут твоей ошибки!
Не обольщайся, если сразу не видишь своих ошибок - лишь мастера ошибаются редко и никто - никогда.
Не бойся прослыть тугодумом - только чужеземец может так истолковать паузу в твоей речи или то, что ты медлишь с ответом. Игрок же увидит в тебе Игрока.
Не поддавайся соблазну вступить в праздную беседу - вскользь обороненное слово может сильно тебе навредить, и многим оно стоило жизни. Ты наверняка видел и слышал, как говорят между собой простолюдины - их речь льется рекой и бывает даже пышна. Но задумайся, почему ты никогда не слышал подобного во дворце?
Вот прием, который часто используют в Игре. Искушенный игрок пытается насмешками «поддеть» новичка, поставив под сомнение его искусство или иным способом, и тем самым провоцирует его на необдуманные поступки и ответы. Помни - лучше прослыть новичком, чем идиотом. Никогда не поддавайся на подобные провокации и умей разглядеть их в поведении окружающих.
Всегда четко знай свои цели. Используй время, когда ты не занят на службе и вообще любую минуту одиночества для того, что бы поразмыслить о своих целях и о том, как ты будешь их достигать. Всегда вечером задай себе вопрос - что изменил этот день для тебя в игре? Чего удалось достичь? Как это должно изменить твои планы? Не сделав этого сегодня - как ты будешь знать, к чему идти завтра?
Для новичка Игра Домов - великий труд. Уважай его, как ты уважаешь себя. Всегда будь собран, всегда держи в памяти правила. Всегда помни о своих целях. Игра возьмет все твое время - ты должен быть к этому готов. Забудь об Игре на секунду - и она отомстит тебе.
Однажды ты спросишь - как распознать в себе искусного игрока. Ответ один - никогда не задавайся подобной целью. Пусть разум твой будет всегда направлен лишь на возвышение твоего Дома, прочие цели не достойны тебя.
Всего, чего только ты можешь добиться словами, ты должен добиваться именно так - речами и письмами. Это - самый быстрый путь, и самый удобный. Любой иной путь будет стоить тебе дороже, а значит - другой Дом сможет обогнать тебя или достичь того же, затратив меньше. Разве это не будет для тебя поражением?
Избирай себе советников. Даже если ты очень умен, в чем я нисколько не усомнюсь, всегда имей под рукой надежного человека для того, что бы обсудить с ним дела. Пусть он будет менее знатен, и многим обязан тебе. Остерегайся выбирать в советники того, кто знатнее тебя - такой советник обязательно и скоро предаст тебя.
Не бойся разделить признание и награды с союзниками. Но делай так, что бы признание доставалось им, а награды тебе.
Если ты ощутишь усталость от Великой Игры, даже если это случится на приеме у Короля, обязательно найди возможность для короткого уединения. Усталость может явиться причиной твоего провала. И если, отдыхая, ты пропустишь важный разговор, не горюй. Своё ты еще отыграешь, но кто знает, от каких страшных ошибок уберег тебя отдых?
И еще - уважай своих собеседников, ведь они такие же игроки, как и ты. Внимательно слушай, что вокруг говорят, даже (и в особенности!) то, что говорят не тебе. Информация, предназначенная другим, часто бывает важнее именно для тебя!
Никогда не перебивай собеседника - ведь не давая ему говорить, ты лишаешь его возможности допустить ошибку.
Знай, что явное нарушение клятвы, данной публично - это катастрофа для твоего Дома. Никогда не допускай этого и будь осторожен в своих клятвах.
Знай, что все чужеземцы, находящиеся в Кайриэне и за его пределами, тоже играют в Игру Домов. И даже в Порубежье могут найтись знатоки Даэсс Дэй'мар, хотя истинных виртуозов можно встретить только в столице.
Тут я должен остановиться и прервать себя, для того, что бы пояснить, как я сам отношусь к советам, которые даю сейчас. Ты молод, а мне известно, как молодежь впитывает мудрость. Все, о чем я говорил, наверняка не ново для тебя. Мне известно, что все это ты уже слышал. В мои планы входит лишь подчеркнуть возможно неочевидную для тебя важность сказанного. Отнесись со всей серьезностью к моим словам - и ты будешь иметь шанс преуспеть в Игре. Все мои советы просты. Но забудь об одном из них - и ты дашь преимущество менее забывчивым! Ведь все сказанное - лишь отражение многовековой традиции наших предков, которым имя - Игра Домов.
И не думай, что тот, кто не может придумать каких-либо новшеств, не указанных в книгах - обречен на провал. Лучшие из лучших мастера Игры отличаются от всех прочих лишь тем, насколько ловко и изощренно они пользуются правилами, которые давно известны всему Кайриэну.
Твой отец,
Лорд ... ..
Второе письмо.
Приветствую тебя, сын!
Любое изменение статуса дома и многие другие знаковые события, имеющие отношение к Игре Домов, должны сопровождаться соответствующими публичными (в особо оговоренных случаях - нет) ритуалами. В случае, если ритуалы не проводились, или проводились неправильно, означенные события не имеют силы. К примеру, если окажется, что на коронации короля не присутствовало ни одного из глав Великих Домов кроме самого короля, то коронация может быть сочтена недействительной.
Публичные действия имеют в Великой Игре особую роль, и я хочу подробнее описать их для тебя. Знай, что не все свои поступки следует маскировать и пытаться скрыть. И искусный игрок должен уметь распознать, что ему следует делать прилюдно, а что в тайне.
Прежде всего - любой твой поступок, имеющий целью стать причиной (поводом) к повышению статуса Дома должен быть обязательно замечен возможно большим количеством свидетелей. В противном случае твои враги смогут легко помешать твоим действиям, поставив под сомнение сам факт того, что ты совершил, и ты не добьешься желаемого. В таких случаях не бойся того, что действуя открыто, ты предупреждаешь врагов о своих честолюбивых замыслах - это не даст им преимуществ, ведь им теперь придется решать, действительно ли ты желаешь того, что показываешь, или пытаешься скрыть свой истинный замысел.
Вот список действий, которые обязаны совершаться публично.
Прежде всего - это любое изменение статуса Дома. Если твой Дом, или дом союзника, повышается в статусе - пытайся добиться возможно большего представительства Великих (и не только) Домов на церемонии. Если же наоборот - Дом понижают в статусе, или же повышают враждебный тебе Дом, тогда действуй в обратном направлении! В будущем недостаточное представительство может сыграть важную роль - вплоть до отмены вынесенного решения.
Решаясь объявить о проекте - делай это по всем правилам, проследи, что бы объявление было зачитано глашатаями на Центральной Площади. Проследи, что бы по возможности все Великие Дома были своевременно оповещены. Проследи, чтобы Глава Дома утвердил проект в присутствии возможно большего количества свидетелей из числа представителей других (в том числе и враждебных твоему) Домов. Лишь соблюдение всех правил может гарантировать, что успех проекта принесет пользу твоему Дому. В противном случае враги оспорят грамотность проведения проекта, и ты не добьешься выгоды.
Прежде, чем объявлять проект, получи подтверждение тому, что хотя бы два (а лучше - больше) Дома, превосходящих по статусу твой Дом, поддержат проект. Ведь это - залог твоего будущего успеха.
Прежде, чем присоединиться к проекту другого Дома, выясни, насколько успешен может оказаться проект, сколько Домов присоединятся к нему. И лишь потом вступай в переговоры. Чем больше Домов уже готовы поддержать проект, тем менее ценным для устроителей будет твое участие. Помни об этом и не зевай - старайся первым узнавать о планах других Домов!
Тут я прервусь, что бы сделать один, очень важный, обобщающий вывод. Любое деяние, которое по традиции может стать поводом, для повышения твоего Дома в статусе, должно быть публичным. То же относится к событиям, изменяющим внутреннюю иерархию твоего Дома. И список этих деяний следующий:
Любое из этих событий может являться законным поводом для вынесения в Совет предложения об изменении статуса твоего Дома. Вот еще ряд советов о том, как тебе следует относиться к союзникам.
Дома, статус которых выше статуса твоего Дома, имеют больший, нежели твой Дом, вес в Совете. Как следствие, желательно, что бы именно кто-то из них обращался в Совет с ходатайствами о повышении твоего Дома. Также хорошо иметь больше подобных домов, готовых продвигать твои интересы в Совете. Вот почему обязательно следует иметь союзников из числа Домов с высоким статусом, несмотря на то, что они всегда требуют очень многого в обмен на свою поддержку. Но имей в виду, что на поддержание союзов с Великими Домами уходит очень много средств, а ты не должен допустить разорения твоего Дома.
Поэтому не забывай о Домах, чей статус ниже статуса твоего Дома. Они тоже могут многим помочь тебе. От таких Домов следует требовать участия в проектах твоего Дома, материальной поддержки, если потребуется, и конечно же, в конце концов, - вассалитета. Утверждение соглашения о вассалитете - очень хороший повод поднять статус дома - ведь в результате твой Дом становится намного сильнее. Мало что так же усиливает твой Дом в глазах остальных Домов, чем подписание договора о вассалитете. Однако помни, что слабые союзники чаще бывают склонны к вероломству.
Твой отец,
Лорд ... ..
Третье письмо.
Здравствуй, мой дорогой сын!
Это письмо я посвящаю знакам Игры Домов. Есть два вида знаков: во-первых, общепринятые обращения, приветствия и прочее, которые являются частью этикета и, во-вторых, некая система знаковых слов и жестов, призванная подчеркивать отдельные моменты разговоров и позволяющие, без излишней необходимости, не высказывать свои мысли прямо. Должен отметить, что прямо говорить о своих мыслях, намерениях и действиях позволяют себе либо игроки совсем неопытные или же настоящие мастера Даэсс Дэй'мар.
Кроме того, знаки второго типа приспосабливаются каждым домом и иногда превращаются в их собственные секретные шифры.
Этот аспект Великой Игры может показаться тебе не столь сложным и не значительным.
Однако, обращаю твое внимание на следующее. Во-первых, как я уже писал ранее, важным и значимым в Даэсс Дэй'мар являются не только использование формальных, всем известных правил, но и, даже в большей степени, нарушение этих правил.
Приведу следующий пример: Если некий представитель Дома, имеющего статус ниже твоего, приветствует тебя, как полагается приветствовать равного, ты можешь счесть его несведущим в этикете. Однако, на самом деле за подобным нарушением этикета следует видеть ход Игры Домов, необходимо оценить отношение данного дома к нашему и другим домам и понять, каковы намерения собеседника. Это может быть предупреждением, что вскоре статус нашего дома понизится, может быть - угрозой и т.д.
Еще одну причину важности знаков Великой Игры для тебя я вижу в том, что само их существование заставляет неопытного игрока быть исключительно внимательным к речи собеседника и прочим условиям, в которых идет разговор или пишется письмо. А подобное внимание необходимо всегда, а особенно тебе, так как ты, сын мой, являешься важной фигурой Игры.
Перейдем же к самим знакам.
Знаки первого типа - общепринятые обращения.
В обращении заложена информация о соотношении статуса Домов разговаривающих (выше, ниже, на равных) и об отношении Домов друг к другу (дружественное, нейтральное, враждебное).
Таким образом, к лорду Таромину из Дома Дагаред, который по своему статусу равен статусу нашего Дома, тебе следует обращаться следующим образом.
Если ты хочешь обратиться к нему как к другу, то тебе следует называть его: «Друг мой, Лорд Таромин». Если хочешь показать, что отношения ваши нейтральны, то просто: «Лорд Таромин». Если же Дома ваши враждуют, то следует называть его «Почтенный Лорд Таромин»
Если же случится так, что Дом Дагаред постигнут неудачи, и статус его станет ниже статуса нашего Дома, то тебе надлежит обращаться к к лорду Таромину Дагареду так. Дружественно - «Дорогой мой Дагаред», нейтрально - «Таромин Дагаред»; враждебно - «Лорд Дагаред»
Если же искусством Даэсс Дэй'мар Дому Дагаред удастся добиться высокого поста или заключить удачный брак и статус его поднимется выше статуса нашего Дома, то в разговорах с ним тебе следует к нему обращаться так: дружественно - «Дорогой Лорд Дагаред»; нейтрально - «Почтенный Лорд Дагаред»; враждебно - «Достопочтенный Лорд Дагаред».
Обращение к представителям королевской власти такое же, как принято в Андоре.
Как я уже писал, значимо не столько строгое соблюдение правил обращения, сколько некоторые нарушения их. Например, различные обращения в процессе разговора могут указывать на изменение отношения к собеседнику в зависимости от тех намерений и мнений, которые он высказывает.
Знаки второго типа - знаковые слова, темы, жесты:
Темы
Часто используется в Игре Домов тема крупных хищников и охоты на крупных хищников как метафора Игры Домов и ее участников. При выборе животных для обозначения представителей Великих и малых Домов следует учитывать геральдику, сходство внешности и характеров с различными животными. Например, как тебе известно, в гербе дружественного дома Дагаред изображен медведь, Леди Коммайле из Дома Нолайсен имеет вытянутый нос и лисьи повадки, дальше, я надеюсь, тебе ясно.
К метафоре этой непременно прибегают, когда речь идет об опасности, например, желают проинформировать о возможной угрозе для статуса дома или готовящемся покушении. Соответственно, угрожая кому-то тоже следует прибегнуть к этой метафоре. Так что, если ты узнаешь, что до той поры верный нам Лорд Дагаред играет против тебя, скажи ему, что твой отец учил тебя охоте на медведей.
Важной частью Даэсс Дэй'мар является заключение браков между Домами. Для ее обозначения используется тема птиц и охоты на птиц или с птицами. Понадеявшись на твою смышленость, не буду расписывать подробности, приведу лишь примеры. Приглашение на соколиную охоту, означает матримониальные намерения. Если Леди Комайле Нолайсен не заинтересована в каком-то претенденте на руку ее дочери, она скажет: «Сомневаюсь, что голуби из Вашей голубятни долетят до нашего поместья».
Тема лошадей означает борьбу за получение должностей. Ограничусь одним примером - «Друг мой, Лорд Таромин, Вы конечно можете купить ту лошадь, которую, как я слышал, собирались, но возьмет ли она для Вас приз?»
Как тебе известно, на гербе Кайриэна изображено восходящее солнце, потому, для тебя не составит труда запомнить, что тема Солнца и все связанное с этим светилом (закаты, восходы, солнечные затмения и проч.), вошло в язык Великой Игры как метафора королевской власти и вообще всякой власти в Кайриэне. Так что теперь, сын мой, я надеюсь, фраза «Лорд Бартанес Дамодред последнее время часто любуется рассветами с балкона своего особняка» значит для тебя достаточно много.
Так как по сути дела главной целью Игры является получение Домом большего влияния и, соответственно, относительное приближение его к получению королевского трона, этот символ стал и знаком Даэс Дэй'мар. Об этом подробнее будет написано ниже.
Когда будешь ты вести беседы с прочими участниками Игры, часто будет тебе необходимо показать свое отношение к словам собеседника, не говоря при этом о своем отношении прямым текстом. Так если не испытываешь ты доверия к тому, что рассказывает тебе Леди Комайле из Дома Нолайсен или же точно зная, что она говорит неправду и желая показать ей свое недоверие, не стоит прямо говорить ей, что она лжет. Недоверие свое ты можешь продемонстрировать скрестив руки на груди, заговорив о воде или о чем-то синего цвета.
Если ты хочешь показать собеседнику свое одобрение и поддержку, покажи ему открытую ладонь поднятую на уровень плеча и развернутую в его сторону, заговори о строительстве или о чем-нибудь желтого или золотого цвета. Показать свое неодобрение ты можешь, уперев пальцы рук в пояс, заговорив о пламени или о красном цвете.
Если смысл речи или поступков кого-то недостаточно ясен тебе, а знать его намерения важно, ты можешь показать свое желание выяснить мнение и намерения собеседника. Ты можешь прижать пальцы одной или обеих рук к вискам, заговорить о растениях, цветах, плодах или о зеленом цвете.
Используй эти цвета в одежде, подарках, письмах, если ты хочешь чтобы отношения с определенным домом в данный период или одна из встреч с участником Великой Игры имели четко определенный оттенок отношений.
Например, можно показать Лорду Дагареду полное одобрение той линии которой он придерживается в Даэс Дэй'мар в данный период, присылая ему письма запечатанные желтым воском и появляясь у него с желтой лентой повязанной на рукаве. Если же он сделает что-либо противоречащее с интересами нашего дома можно прислать ему в подарок плащ из темно-красного бархата.
Особые знаки следует использовать, если ты хочешь чтобы отметить, что информация которую ты даешь собеседнику конфиденциальна. Жестом можно это подчеркнуть сжав ладони и скрестив пальцы перед грудью. В речи же секретность нужно обозначать говоря о ночи и черном цвете.
Последним я опишу знак, которым никогда не следует пренебрегать. Это знак самой Игры Домов. Хотя и говорят, что кайриэнцы играют в Даэс Дэй'мар постоянно и это верно, отдельные наши деяния и разговоры особенно связаны с ней. Для обозначения таких действий следует использовать знак солнца. Например, если ты просто говоришь с Лордом Таромином об охоте на кабанов или же просишь его передать тебе красное яблоко, это может обозначать именно то, что обозначало бы в Андоре: что ты хочешь поговорить об охоте или же отведать яблока. Если же ты перед этим пригласил Лорда Таромина полюбоваться закатом или сказал, что солнце бьет тебе в глаза, то слова твои обретают вполне определенный смысл.
И несколько советов по использованию знаков. Лучшая находка та, что уже есть в твоей руке, поэтому готовься заранее к ответственным разговорам, обдумывай, какие знаки ты можешь использовать и в какую форму эти знаки облечь. Хороший игрок должен владеть своим языком. Но умея говорить, умей и молчать. Короткие паузы покажут тебя хорошим слушателем и дадут тебе время принять решение и найти верные слова. Долгая пауза, примененная вовремя, поможет смутить собеседника. Внимательно слушай.
Близится время твоего приезда в Кайриэн, сын мой, и дальше я надеюсь учить не только советами и словами, но и собственным примером. Однако, усвой внимательно всё, что я написал тебе и помни об этом с первых минут своего пребывания в Кайриэне, ибо с самого своего рождения, сам того не ведая, ты был игроком Великой Игры Домов - Даэс Дэй'мар.
Твой отец,
Лорд ... ..
На главную страницу Игры Домов