24.11.17
Карта сайта
Связь

ПРЕДИСЛОВИЕ

Перед лицом громадной работы, необходимой для систематизации всего невообразимого множества существ, населяющих Альфрику, мы, признаться, слегка поколебались. К счастью, нам в руки попал текст, описывающий их достаточно полно и точно. В тех же местах, где автор "Бестиария" не вполне уверен, мы и подавно не можем претендовать на более глубокие познания.

Все, что нам пришлось сделать с этим текстом - это вставить в описания обитателей Альфрики краткие сводки и сноски, поясняющие их характеристики в привычном нам виде. Эти сноски выделены синим шрифтом.

Безусловно, читатель не должен считать, будто эти характеристики одинаковы для всех подобных существ. В разных краях или у разных подвидов, а то и просто индивидуальных экземпляров, они могут весьма значительно разниться.

Редакция будет признательна, если кто-либо, обладающий дополнительными сведениями по этим вопросам, сообщит их нам письменно для включения в настоящий справочник.

Никоим образом не можем рекомендовать странствующим по Альфрике пользоваться бестиариями, составленными для иных краев. Путник может быть введен в заблуждение сходством названий иномировых существ и жителей Альфрики; между тем существа эти могут различаться очень сильно.

- Редакция

Предоставляем слово лицу, любезно предоставившему нам заметки для публикации:

Этот текст был передан мне моей бабушкой, Валерией Лещинской, урожденной Матучек, несколько лет назад. Она получила их от своего друга, Хольгера Карлсена, встреченного ею в долгих странствиях, и подвергла некоторой профессиональной обработке. В те времена интерес к Альфрике (которую мы называли между собой "бабушкиным миром", а большинство - "сказочной Европой") был редкостью, и заметки могли быть восприняты лишь как курьез. Я хранила их на случай, если мне доведется встретиться с другим путешественником по мирам.

В наше время бестиарии всех видов, как аутентичные, так и составленные нашими современниками, перестали быть редкостью. Однако, как мне кажется, заметки эти не потеряли актуальности, ибо написаны, с одной стороны, человеком, владеющим современным научным методом, с другой же - знакомым с материалом своих исследований лично.

- Валерия Лещинская-младшая

Вступительное слово

В настоящем труде я, Хольгер Карлсен, делаю попытку систематизировать всех обитателей Альфрики с научной точки зрения. Вынужден предупредить читателя, что биология не входила в область моих интересов в колледже, а потому мои представления о научной точке зрения могут сильно отличаться от общепринятых.

Во избежание путаницы, мир, для которого я пишу эти заметки, я буду в дальнейшем именовать "нашим миром", а тот, о котором пишу - Альфрикой.

Следует упомянуть, что мне неизвестно, как соотносится моя (или любая иная) классификация обитателей Альфрики с классической системой Карла Линнея. Ибо, как известно, последняя базируется на принципе возможности скрещивания существ между собой; тогда как в Альфрике сплошь и рядом возникают гибриды совершенно разных созданий, даже и тех, что заведомо неспособны в нашем мире к созданию потомства. Уже одно это доказывает, что магия вносит некоторые изменения в сами принципы генетики.

Деление по категориям

Обитателей Альфрики можно разделить на несколько типов:

Всех обитателей Альфрики можно разделить на следующие типы: 

  • Человекоподобные расы - человек, а также иные расы, подобные людям внешне (до определенного предела), но отличные от них происхождением и иными свойствами. Обратите внимание, что мы не включим в их число существ, которых можно отнести к какой-либо из нижеописанных категорий - например, великанов или духов (даже имеющих человекоподобную форму). Эльфы, гномы, гоблины будут отнесены нами к этому типу.
  • Искаженные - существа, родственные человеку или иным гуманоидам, чей облик и свойства были сильно изменены магией. Как правило, это изменение можно считать порчей; таковы, например, обитатели Фаэра - фарисеи (фэерис), оборотни или гарпии. Однако, среди искаженных есть несколько видов существ, человеку и природе не враждебных (например - кентавры или, да простит меня дорогая супруга, девы-лебеди). Многие искаженные не могут ступать на освященные места; большинство их также боится серебра и святых символов. 
  •  Животные - к ним я отнесу всех позвоночных, которых мы можем встретить в нашем мире, кроме, разумеется, человека, а также их гигантские аналоги и их ископаемых предков, в Альфрике благополучно доживших до исторических времен. В дальнейшем я не буду останавливаться на них подробно: информацию о них читатель может найти в любом учебнике. 
  •  Диковинные звери - от животных их отличает главным образом то, что мне не доводилось слышать об их реальном присутствии в нашем мире. Они не обладают сколько-нибудь развитым интеллектом или же волшебными свойствами. Таковы, например, птица рух или каркодон. Однако полагаю, что их существование в Альфрике обусловлено магией, поэтому к животным они относятся так же, как искаженные - к гуманоидам. Да не введет вас в заблуждение слово "звери": к ним будут отнесены и необычные птицы, рептилии и тому подобные твари. 
  • Беспозвоночные - сюда относятся все насекомые, паукообразные, ракообразные, многоножки, черви, а также их гигантские аналоги. Должен заметить, что, имея дело с гигантскими беспозвоночными, мне с моим инженерным образованием было крайне трудно отличить "обычных" для нашего мира существ от измененных магией аналогов. Поэтому я не стал подразделять их, как выше животных и гуманоидов, на две подгруппы. Такие существа, как эфиопский лиловый червь, например, будут отнесены к этой же категории. Однако для существ, родственных скорее простейшим, выделена отдельная категория ниже. 
  • Аморфы - встречающиеся в изобилии в подземельях Альфрики твари, по природе своей близкие к нашим простейшим, колониям простейших, а также, возможно, кишечнополостным. Не исключаю, что среди тех, кого я отнесу к этому классу, обнаружатся и существа скорее растительного происхождения, вроде мобильных колоний плесени, поэтому скажем просто, что в этой группе находятся лишь те существа, у которых нет сколько-нибудь заметной "анатомии", и при препарировании оных можно обнаружить лишь более или менее однородную массу. Разумеется, в данном труде меня не будут интересовать обычные амебы или медузы, а лишь крупные и мобильные организмы вроде черной слизи. 
  • Волшебные звери - внешне эти существа походят на животных или диковинных зверей, однако же наделены волшебной силой и/или намного превосходят большинство известных у нас животных интеллектом. Таковы единорог или катофлеб. Они не просто подверглись воздействию магии, как диковинные звери, но сжились с ней (я полагаю, что это верно и для тех зверей, что "всего лишь" обрели несвойственный животным интеллект). 
  • Чудища - существа, чью анатомию трудно как-либо классифицировать и вообще понять. Они, бесспорно, являются живыми (в отличие от, скажем, нежити или конструкций), а также обладают некоей системой внутренних органов, однако, насколько я могу судить, любой биолог нашего мира встал бы в тупик, пытаясь определить их в тот или иной класс. [На самом деле, такие существа обычно сочетают в себе черты разных классов или даже типов - В.Л.-М.] Сюда отнесем многоокого стража или кокатрикс. 
  • Драконы - абсолютное большинство авторитетов сходится на том, что их надлежит выделять в отдельный класс. По виду они напоминают рептилий, как правило - гигантских, часто крылатых. Все они разумны, и, что важнее, по мнению авторитетных источников, обладают душой! (Замечу, что о наличии души у эльфов все еще идут теологические споры...) Некоторые полагают, что драконы родственны библейскому змию. Так или иначе, они имеют душу и не лишены надежды на спасение. В этот же класс я отнесу, помимо истинных драконов, существ, родственных им: виверн, ормов и даже василисков. 
  • Великаны - огромные гуманоиды, не состоящие в прямом родстве с человеком. Обыкновенно их связывают с магией Стихий. Зачастую полагают, что все великаны родом из Йотунхейма, однако же не следует забывать и о циклопах, чье происхождение из древней родины великанов крайне сомнительно. 
  • Духи - существа целиком магические, привязанные к местности, месту или идее. Их можно поделить на духов местности (дриады, пикси, лешие, брауни, кобольды) и просто духов (языческие силы и их служители - валькирии, дикие охотники). Большинство их наделено способностью становиться невидимыми или исчезать, менять форму или размеры. Логично предположить, что их "тело" - всего лишь условная оболочка. Вне соответствующей местности не встречаются. 
  • Демоны - сюда мы отнесем существ потусторонних, инфернальных, порожденных силою Ночи. В мире появляются, как правило, будучи вызваны наделенным душою магом; и часть его души, если не вся она, служит платой. Наделенные крепкою верой способны изгнать демона. Заметим, что мы не включаем, вопреки многим теологам, в этот список существ, порожденных четырьмя началами, то есть джиннов, дэвов и им подобных. 
  • Элементали - существа, порожденные одним из четырех начал (огнем, водой, землей или же воздухом): джинны, дэвы, мариды, ифриты, саламандры, сильфы, пери, а также собственно элементали. В Альфрике существует несколько мест, где существа эти проживают свободно; чаще же они появляются, будучи призваны волшебной силой. Однако их услуги не стоят заклинателю души, хотя и обходятся весьма недешево.
  • Нежить - существа, некогда бывшие живыми, затем скончавшиеся и ныне пребывающие в состоянии псевдожизни за счет поддерживающей их магии (своей ли, чужой или порожденной обстоятельствами, как в случае привидения). 
  • Конструкции - существа, созданные искусственно: горгульи, гомункулусы, големы. Они не обладают подлинной жизнью, а тем паче - душой, ибо сотворены смертными; их можно рассматривать как прообраз квазиинтеллектуальных "роботов".
  • Растения - существа растительного или грибного происхождения; разумеется, нас интересуют не все они, а лишь отличные от земных. В свой труд я включил главным образом тех из них, что способны самостоятельно двигаться, владеют магией или еще каким-то образом способны воздействовать на окружающий мир активно. Замечу, что сюда же мной отнесены существа, чье происхождение лишь до определенной степени растительно, вроде людей-деревьев.

Всех обитателей Альфрики можно разделить на три большие группы: живые, неживые и духи. Живые существа обладают более или менее "классической" (для нашего мира) биологией и зависят от нее. Для духов телесная оболочка не слишком существенна, они могут ее менять или модифицировать, а при ее разрушении - создать или получить новую. Неживые же существа являются, по сути, либо сложными автоматами, либо оживленными магически телами, и в любом случае они не обладают никакой жизненной силой, кроме магии.

Это различие проявляется во всем. Так, например, лишь живые существа могут быть подвержены болезни или яду: духи легко освобождаются от них, а неживым они вообще не страшны. Лишь живые могут чувствовать боль. Духи зависимы от идей и волшебных сил, властвующих над местом. И так далее.

Живых существ я разделю на четыре класса: зверей, чудовищ, гуманоидов и беспозвоночных. Как ни странно, в мире, где символы обретают колдовскую силу, биология должна учитывать, что разница между человеком и медведем куда больше, нежели между медведем и орлом. К зверям отнесем животных, диковинных и волшебных зверей; к гуманоидам - человекоподобные расы, искаженных и великанов; к чудовищам - драконов и чудищ; к беспозвоночным же - собственно беспозвоночных, аморфов и растения.

Неживые делятся, очевидно, на нежить и конструкции. К духам же относятся все остальные, как то: собственно духи, духи местности, элементали и демоны.

Помимо обычных свойств существ, в Альфрике имеет немалое значение степень уязвимости существа к священным местам, символам и некоторым металлам. Так, подвержены воздействию - означает, что само присутствие в освященном месте для них невозможно, а присутствие рядом с запретным объектом мучительно (фактически эти объекты не подпускают их близко). Если же существо уязвимо для чего-то подобного - это означает в случае священных символов, что существо можно отогнать истинной верой (то есть, существо подвержено воздействию "изгнания нежити" и святой воды); уязвимость же для металлов означает невозможность пользоваться предметом из этого металла и +2 к повреждениям от него.