Ролевые игры живого действия

Предисловие. Что такое ролевая игра?

К оглавлению
На страницу Андрея Ленского

Эта книга посвящена ролевым играм. Не всем ролевым играм, а только тем, в которые играют «в поле», или «на полигоне». За рубежом такие игры называют «Live Action Role-Playing Games». Временами мне придется ссылаться и на другие виды ролевых игр, например, настольно-словесные, но речь в основном пойдет не о них.

В дальнейшем я предполагаю, что читатель знает, что есть ролевая игра. В этом введении я все-таки напишу об этом, с тем чтобы больше к этой теме не возвращаться. Знающим это можно переходить к следующей главе.


Итак: ролевая игра – это игра, участники которой какое-то время живут жизнью каких-либо персонажей. Это могут быть любые персонажи – романа, фантастической повести, герои реальной истории или даже существа, придуманные самими игроками. Но всех персонажей одной игры связывает нечто – обычно это герои одной и той же истории.

Например, игроки решают поиграть в Древний Рим. Они распределяют между собой роли – патрициев и плебеев, воинов и рабов, жителей сопредельных стран…  Масштаб может быть разным: где-то пытаются изобразить весь город, а то и несколько городов или даже целое Средиземноморье, где-то, скажем, гостей на пиру у патриция. На протяжении игры игроки будут пытаться жить, как жили, по их мнению, персонажи, говорить, как говорили бы они, и принимать решения в зависимости от целей своих персонажей.

Это напоминает театр; только вот текста пьесы нет. Ролевая игра – чистая импровизация, и как она закончится – никто заранее не знает. Даже организаторы игры – мастера – могут только предполагать, как пройдет их игра.

Правила ролевой игры всегда оставляют самый широкий простор для возможностей. Вы можете делать на такой игре все, что захотите – и что может захотеть Ваш персонаж. Немногие игры могут предоставить такую свободу для творчества…

В полевых играх, которым посвящена эта книга, всякое действие – или почти всякое – изображается полностью. Например, если один персонаж сражается с другим – игроки бьются между собой безопасным деревянным или пластиковым оружием (отсюда нелепый миф о ролевиках как о людях, занимающихся беготней по лесу с деревянными мечами. На самом деле в обычной ролевой игре роль военных действий очень невелика, и большинство игроков за всю игру могут ни разу не взять в руки игрового оружия). Такие игры чаще всего проводятся «в поле», то есть в более-менее незаселенной местности, почему их так и называют. Надо признать, что английское название точнее. Иногда такие игры проходят в помещении – тогда их называют «павильонками» или «кабинетками».

Не менее распространены «настольно-словесные» игры, они же – модуля, «дэнжены» и так далее. В таких играх никто никуда не бегает и ничем не машет, а действия персонажей просто описываются. Например, игрок говорит: «Я лезу по веревке на стену». Что и как у него получится – определяется с помощью правил игры. Эти правила настольно-словесных игр образуют игровые системы – среди них наиболее известны D&D и GURPS.

Бывают и просто «словесные» игры, или «словески», в которых правил нет вообще, а результат действия определяется здравым смыслом мастера – человека, ведущего игру.

Как известно, на компьютере тоже бывают «ролевые игры». Они даже используют такие же системы правил, как настольно-словесные. Однако для тех, кто попробовал вкус «живых» игр, ролевые компьютерные игры всегда остаются «ролевыми» в кавычках. Потому что сама суть ролевой игры – в том, что возможно любое действие, любая реплика, любое развитие событий. Пока создатели компьютерных игр не могут предоставить ничего даже отдаленно похожего. Ощущения от «модуля» с живым мастером несравнимы с ощущениями от самой прекрасной компьютерной ролевки. Увы… Возможно, когда-нибудь…  


В дальнейшем речь будет идти почти исключительно о полевых играх. И именно их, если не будет сказано обратного, я буду называть «ролевыми играми». «Павильонные» или «кабинетные» игры отделять от них я не буду: по сути эти виды игр не отличаются почти ничем.

Ролевые игры на местности могут быть командными. Это означает, что игроки могут приезжать туда группами, чтобы играть население города, страны или что-нибудь еще в таком духе. В команде обычно бывает от 5 до 50 человек.

Если игроки приехали все вместе, это не значит, что они будут играть «один за всех, и все за одного». У персонажей внутри «команды» могут быть свои цели, и иногда они будут противоречить друг другу.

В конце книги приводится словарь терминов и словарь игрового жаргона (это, замечу, совсем не одно и то же). Однако для тех, кто не знает о ролевых играх совсем ничего, приведу совсем коротенький словарик:

Вводная

Текст, рассказывающий игроку о его персонаже

Игрок

Участник ролевой игры

Мастер

Ведущий, или организатор

Отыгрыш

Процесс отображения персонажа игроком

Персонаж

Существо, роль которого играет игрок

Полигон

Территория, на которой проводится игра

Правила

Текст, регламентирующий как поведение игроков на полигоне, так и моделирование игрового мира

Команда

Группа игроков, приезжающая и играющая вместе. Есть не на всех играх!

Капитан

Игрок, возглавляющий команду и отвечающий за всех игроков команды

РИ

Сокращение от «Ролевая Игра»

Ролевик

Человек, участвующий в ролевых играх – как игрок или как мастер

Я не ожидаю, что все изложенное в этой книге будет принято как бесспорный факт. Более того, очень надеюсь, что я получу здравые комментарии и смогу пополнить и исправить книгу.

 

Как попасть на ролевую игру?

Каждый год на территории покойного СССР проводится не менее двухсот полевых игр. Скорее всего – гораздо больше, но их трудно даже сосчитать. Среди крупнейших центров ролевых игр – Москва, Санкт-Петербург, Казань, Саратов, Екатеринбург, Новосибирск, Иркутск, Красноярск, Харьков, Томск, Уфа, Тула. Около этих городов игры гарантированно проходят ежегодно, и, как правило, помногу. Есть ролевые клубы в Иваново, Котласе, Воронеже, Хабаровске, Киеве, Одессе,  Гомеле, Речице, Мурманске, Владивостоке, Йошкар-Оле, Минске, Ижевске, Риге…

Объявления об играх можно найти в сетях, например, здесь.

Тем, у кого доступа к сети нет, придется воспользоваться помощью знакомых или побывать на одном из ролевых Конвентов, или ежегодных встреч-фестивалей, самый известный и представительный из которых – казанский Зиланткон, вот уже более десяти лет проводящийся на ноябрьские «праздники».

Наконец, об играх можно услышать в местах, где ролевики собираются регулярно (вроде московского Нескучного Сада, Калужской площади или петербургской Черной Речки), но этот способ я категорически не рекомендую: очень немного сколько-нибудь приличных игр в самом деле рекламируется в таких местах, потому что места эти у ролевиков пользуются чрезвычайно дурной славой. Для серьезного мастера слова «я с Нескучника…» будут, скорее всего, антирекомендацией.

Игру надо выбирать. Прежде, чем подавать заявку, постарайтесь узнать поподробнее, что предполагается делать на этой игре, интересна ли Вам именно она. Не стоит ехать куда попало.

Выбрав игру, свяжитесь с мастерами (лично, по сети, по телефону или, на худой конец, по обычной почте) и сообщите им, что хотели бы поиграть на их игре. Расскажите о себе и о том, кого именно хотели бы сыграть (в идеале – несколько вариантов). Подробнее о заявке можно прочитать в главе 1 – «Принципы отыгрыша. Кооперативность».

Иногда можно заявиться не мастерам, а игроку, собирающему команду – «капитану».


Заявляться на игру надо заранее – по меньшей мере за пару месяцев, намного лучше – за полгода-год. Помимо того, что это повышает Ваши шансы получить нужную роль, это дает время Вам подготовиться к игре, а мастерам – подготовить для Вас личную вводную и завязки для Вашего персонажа.

Чтобы подготовиться к игре, прочитайте все доступные Вам материалы (в первую очередь – правила игры и книгу, по которой игра проводится, если таковая имеется). Продумайте как следует, как Ваш персонаж ходит, как говорит, какие у него любимые выражения… В общем, подготовьтесь импровизировать в любой ситуации. Подробнее, опять-таки, об этом рассказывается в главе 1.

На игре Вам придется действовать так, как, по Вашему мнению, действовал бы персонаж, что бы с ним ни случилось. А случиться могут самые неожнданные вещи. Поэтому Вы должны очень хорошо представлять себе своего героя, его характер, привычки и манеры. На игре времени задумываться – а как обычно персонаж здоровается? – не будет… Если получится – поиграйте чуть-чуть до игры. Хотя бы с самим собой.

К игре надо готовить и реквизит.

В первую очередь это – игровой костюм. Костюм должен быть функционален (Вам его носить в лесу; пусть он будет как минимум удобен, не порвется о первую же ветку, не будет путаться в ногах). Пусть он обозначает Вашу роль (а то, чего доброго, другие игроки не догадаются, что перед ними маркиз такой-то и сякой-то и нанесут Вашему персонажу ненароком смертельное оскорбление!). Пусть в нем не будет деталей, слишком ярко подчеркивающих принадлежность к неигровому миру (например, тренировочных штанов с яркими лампасами). Исключение можно сделать для очков, если их нечем заменить… Всю игровую одежду вполне реально сшить самому при минимальных навыках шитья, но, конечно, лучше, если это сделает человек, по-настоящему умеющий шить. На снобов, кричащих, что все должно быть сделано собственными руками (есть и такие…) не обращайте внимания.

Иногда нужно привезти с собой что-то еще: перстень епископа, шпагу, волшебный посох… Как правило (если мастера не сказали иного), это – тоже Ваша задача. К этим вещам относятся те же требования, что и к костюму, плюс еще одно. Игровое оружие не должно быть травмоопасным! Какое оружие безопасно – об этом есть много мнений, каждый мастер дает свои рекомендации. Во всяком случае, оно должно быть хорошо обработано (без заусенцев, трещин…) и не иметь острых кромок. К этому вопросу мы еще вернемся.

Наконец, не забудем и о туристском снаряжении, которое понадобится Вам в лесу. Об этом и без меня написаны многие тома, поэтому подробно обсуждать это я не буду. Но без палатки, спальника, топора, миски и так далее в лесу Вам будет очень грустно… Собираться на полевую игру надо так же, как в поход на несколько дней.

 

Что делать на игре?

Основное время на игре надо просто-напросто «жить, как жил бы персонаж». Вести себя так, как вел бы он. Пока Вы играете, все видимые другим игрокам действия должны быть действиями персонажа.

Быт надо по возможности прятать или делать игровым. Понятно, что на игре придется есть – и отнюдь не жареного фазана, как Ваш герой. На игре придется спать – и при этом обходиться без пуховой перины и алькова. Без этого никуда не денешься; но то, что можно, лучше сделать игровым (и есть свою кашу, словно того самого фазана…), а остальное – скрыть от посторонних глаз.

Все остальное просто: представьте себя Вашим персонажем – и делайте то, что сделал бы он.

Что вообще можно делать на игре? Да почти что угодно. Как я уже упоминал, миф о том, что на ролевой игре «бегают друг за другом с деревянными мечами» рожден не в самых умных головах. Оружие Вам, вероятно, не понадобится вообще – если Вы не заявились играть солдата, рыцаря или дуэлянта. Да и в этом случае – не факт…

(Конечно, встречаются и «ролевые игры», которые по сути своей есть не что иное, как старая добрая «Зарница». Если Вам нужно именно это – Ваше право, но о таких развлечениях в этой книге речи нет. Они имеют еще меньше прав на слово «ролевые», чем компьютерные игры.)

Никакой заданной последовательности действий нет и быть не может. Например, для Вас игра может начаться с того, что сосед расскажет последние сплетни и пригласит на свадьбу дочери. Или – с похода в составе торгового каравана в другое государство. Или – со светского приема. Или…

 

В первой части книги я расскажу о том, как сделаться хорошим игроком. Во второй речь пойдет о работе мастера. В третьей – о ролевых играх как явлении и о сообществе ролевиков, возникшем вокруг этих игр.


К следующей главе