РОЛЕВИКИ ВСЕХ СТРАН, СОЕДИНЯЙТЕСЬ,

или

МЫСЛИ ОБ ОБЪЕДИНЕНИИ НАС

Всех их вместе соберем,
Покемон!

Господа ролевики, нас стало много. Это, как говорится, медицинский факт. Мы бесконтрольно размножились; настолько бесконтрольно, что сколько же нас на самом деле – мы и сами не ведаем.

А потому не диво, что на ролевиков уже можно смотреть как на питательную субстанцию. Не только для амбиций – этого у нас никто и никогда не мог отнять, но и для кошелька. Стало быть, хотим мы того или нет, но нас попытаются организовать; не единожды, не единократно, и, что самое главное, не пустого удовольствия для.

На мой взгляд, нынешние попытки объединить ролевиков можно условно разделить на две категории. К первой категории относятся всевозможные ассоциации, союзы и прочие академии: организации, иногда официально зарегистрированные, иногда нет; они призваны непосредственно структурировать игроков, по возможности всех – в регионе или во всероссийских (а то и всея СНГ) масштабах. Ко второй категории можно отнести попытки информационного объединения: журналы, порталы, сайты.

Оба направления развиваются (хотя и медленно), оба действительно обладают потенцией собрать вместе достаточно много игроков и мастеров. У обоих направлений имеется логическое продолжение. А именно: ассоциации ведут к политическому объединению ролевиков, а информационные центры – к коммерческому объединению.

В рамках этой статьи мне хотелось бы рассмотреть перспективы обоих путей. Для начала – две небольших леммы.


Принцип клонов

Первый вопрос, который стоит задать себе, если вы вынашиваете проект очередного объединения, таков: может ли ваш проект выжить, если окажется, что еще кто–нибудь из ролевиков делает такой же?

Если нет – проект рожден мертвым. И вот почему.

Произнося речи о том, какой великой силой обладает ролевое движение, зачастую забывают о том, что оно является чем угодно, только не "силой". Стоит какому–либо начинанию добиться реального успеха, хотя бы и небольшого, как тут же найдется человек, который пожелает сделать "так же, но лучше". После чего перед нашими новообразованиями возникнет та же задача, что перед дарреловскими опоссумами: сократить число опоссумов в клетке до единицы.

Вообще–то в этом ничего катастрофического нет. Конкурентная борьба необязательно смертельна.

Однако если объединение не способно пережить того факта, что оно не единственно и единственным никогда не станет – то ему нет смысла рождаться на свет. Потому что конкуренты будут появляться быстрее, чем исчезать.


Принцип единственного пересечения

А вы ловите, вы ловите кpокодила
Hа мотыля, на мотыля, на мотыля!

Игроки будут голосовать за такое объединение ногами или кошельком. И наивно полагать, что кто–нибудь будет напрягаться потому лишь, что "зовет брат–ролевик". Если объединителям желательно, чтобы за ними шли, они должны что–то предложить идущим.

Я утверждаю, что единственное, что можно предложить ролевикам, чтобы получить много последователей – это возможность играть каким–то новым или не всем доступным способом.

Наша "целевая группа" разнообразна во всем, и ничем другим соблазнить сразу много ролевиков не удастся. Далеко не все так уж озабочены "социальным престижем" ролевиков, даже не большинство, да и из озаботившихся не каждый оторвет ради этого от стула собственный центр тяжести, который, как известно, ближе к телу. Деньги привлекли бы больше – но на всех денег не хватит, халява не бесконечна. Конечно, можно пытаться строить пирамиды и т.п., но я почему–то не верю в успех такого начинания именно в ролевой среде. Надеюсь, что я не переоценил интеллекта ролевиков.

О "воздействии на общественное мнение" как о стимуле для игроков лучше сразу забыть. О том, что ролевикам "будет просто лучше" – тоже. Тут нужно что–то конкретное, простое и понятное. Если организация даст ролевикам участвовать в каких–то необычных играх (на суперзамечательном полигоне с заранее возведенным строяком, с какими–то классными материалами – в общем, недоступных без членства в организации) – то за ней пойдут. Пойдут те, кто хочет участвовать в таких играх, а это совсем немало.

Но никакого другого способа "купить" себе поддержку большого процента игроков я себе представить не могу.


Путь первый

Если вы такие умные, то почему строем не ходите?

Политический путь обычно предлагается устроить так: продемонстрировав тем или иным способом властям нашу численность, получить кредиты от какой–либо из существующих политических партий, или же создать собственную – и получить кредиты от правительства.

Я не стану здесь рассуждать об этичности того или иного метода; этика для каждого своя, и, наверное, мои убеждения кому–то покажутся "чрезмерно пуританскими", а кому–то – "типичной проституцией". Где остановиться – этот вопрос едва ли стоит решать на вече.

Однако, так или иначе, "политическому объединителю" придется дать наглядные доказательства того, что нас много, и что эти самые "мы" ему подконтрольны. А тут его ожидает немало камней преткновения...

Сколько нас?

А это смотря как считать. Если какой–нибудь добрый дух сосчитает всех, скажем, москвичей, которые когда–либо играли в ролевые игры – он наберет, по самым скромным подсчетам, десять–двадцать тысяч. Если он же поставит в анкете пунктик "играете ли сейчас?" – цифра уменьшится примерно вдвое. Если он попытается им что–нибудь продать – совсем дешево, почти даром, и очень для ролевиков нужное – цифра уменьшится еще вдвое. А если ему вздумается попросить их прийти на демонстрацию на площадь – то наберет он человек этак пятьдесят, и это будет еще очень неплохо...

Сомневаетесь? Приведу пару иллюстраций.

Некий журнал начал проводить на своих страницах лотерею. Призы, в общем, желанны для большинства подписчиков. 90% тиража распродано. Однако... две трети призов остались на складе. За ними не обратились, хотя для этого было нужно – всего–навсего – сверить номер с таблицей, а потом позвонить или написать в редакцию. Не правда ли, странно для славной своими любителями халявы России?

Не странно. Журнал покупают не для лотереи. Тот факт, что этим номером можно выиграть приз, придает дополнительные приятные ощущения, но никто особо и не рвется сверять номера. Шансы маленькие, скорее всего, ничего не выиграю – ну, и Бог с ним...

Умер человек, чья работа дала любимое хобби куче людей, а кое–кому – и смысл жизни. Идут сотни писем соболезнования, все – вполне искренне – в печали и трауре. К этим людям обращаются с просьбой расчистить снег у места прощания с телом. Туда является... несколько человек.

Странно? Да нет. Искренне соболезнующих много, но кто–то отсутствовал в Москве, кто–то своевременно не получил письма, кто–то не смог или не успел, кто–то понадеялся на то, что и без него народу хватит.

На последнюю мотивацию обратите пристальное внимание: с ней всякий объединитель, работающий по принципу "давайте все вместе сделаем то–то, и будет всем счастье", столкнется непременно. Помните старый анекдот про бассейн, в который все должны были ночью вылить ведро водки, а наутро оказалось, что в нем чистая вода?

Конечно, совсем по–другому обстоят дела в тех городах, где под конкретные блага от администрации или под талантливого лидера уже собрана жесткая, дисциплинированная структура. Но это – не половина ролевиков страны и даже, наверное, не десять процентов. А построить такое в городе, где ролевиков и так хватает, куда труднее, чем начинать с нуля: люди уже прекрасно знают, что играть можно и без нее...

Подчеркну: дело не в том, что потенциальные блага от объединения никому не нужны. Просто они не становятся "личным делом каждого".

Допустим даже, некий харизматический лидер собрал сто, пятьсот, тысячу человек. Для небольшого областного центра это очень неплохо. Вероятно, его заметят. Теперь – что дальше? Заметившие захотят, чтобы это все росло вширь и вглубь. Чтобы каждый раз при необходимости "под ружье" становилось все больше человек...

Но, как показывает опыт, энтузиазма участников в таких делах хватает на один раз. Если лидер ну очень харизматический – тогда на два. Для того, чтобы энтузиазм не иссякал, надо, ни много ни мало, ограничить возможность для игроков участвовать в играх, не требующих членства в сообществе. Потому что иначе конкуренции не выдержать. Пряников сладких на всех не хватит. А игры между тем делаются всеми, кому не лень.

Я не знаю – может быть, где–то таких ограничителей поймут и одобрят, где–то – молча подчинятся. Но большинство хмыкнет и будет обходиться без них.

Вот у игроков в "Что? Где? Когда?" есть постоянный стимул объединения: им хочется узнать, кто же из них – лучшие. А для этого нужна общая система чемпионатов. И даже их удержать в одной упряжке не так–то просто. А у нас есть всего один рычаг: Зиланткон.


Путь второй

Здравый смысл говорит, что самый лучший повар –
самый толстый повар.

В США, Западной Европе и прочих "землях обетованных" ролевиков куда как немало. Поболе, чем у нас. Однако никаких партий они не создают, объединяясь совсем другим способом.

Как ни странно, но у ролевиков, как и у прочих нормальных людей, бывают деньги. А потому они представляют живой интерес для предпринимателей.

Игрокам можно продавать самые разные аксессуары для игр и сами игры. Фирмы вроде Wizards of the Coast живут очень неплохо, торгуя книгами по ролевым играм и всевозможной атрибутикой. Ассоциации (в западном понимании этого слова) вроде RPGA, собирая с участников (и то не всех) копеечные взносы, распространяют очень даже качественные модули для игр.

Обратите внимание: не все платят равномерно. Те, кто дал больше, получают дополнительные блага, но за счет их взноса снабжаются и те, кто дал меньше! То есть, на коммерческой основе формируется активное сообщество ролевиков. Движение, если хотите.

(Строго говоря, платность для этого подхода непременным условием не является. Ролевая Ассоциация может быть любительской – да RPGA почти и является таковой. Оргвзнос – еще не коммерция. Интернетовские порталы и форумы – тоже, при всем своем бескорыстии, залоги сходной структуры. Но для "объединений" я бы предпочел честную платность. Почему? Потому, что взимание денег – это обязательство. Не "перед тем, кто больше заплатит", как любят у нас говорить, а перед всеми, кому служишь.)

И при этом они нимало не зависят от политических перипетий, законотворчества и перераспределения бюджета. У тех, кто живет за государственный счет, надежности нет никакой: завтра "вышел манифест", что таким–то денег больше не давать – и до свиданья. Ну, а деньги – они и в Зимбабве деньги. Если есть покупатель, найдется и продавец...

В нашей стране такой подход откровенно "не в моде". Типичный российский вопрос: "где я могу это получить?". Однако никто нам ничем не обязан. А потому, даже если удалось добиться "халявы", ее с легкостью невероятной могут отобрать. Почему бы не поставить вопрос по–другому: где мы можем это купить?

Если в нашей стране появится–таки собственная игровая индустрия, а не убожества вроде "Саргоны" или "Звезды" – то сразу изменится и общественное мнение (что–то на любителей paintball не косятся, как на "толкинистов"!), и условия проведения игр. Да, желающих заплатить среди нас немногим больше, чем желающих поработать для общего блага; но купивший игру для себя получает внятный, очевидный результат.


На перепутье

Конечно, никто не мешает нам, как "ежу–пауку" производства Витьки Корнеева, ползти на четыре стороны сразу. Более того: мы непременно именно так и поступим. Это у нас в природе.

Ролевое движение никто не подгоняет к немедленной интеграции. У любителей более–менее спортивных игр есть соревнования и на их базе – федерации, у тех, кто играет в продукцию такой–то фирмы – компания–основатель. У нас ничего этого нет, а потому объединения – частное дело объединителей. И им в первую очередь предстоит доказать, что их структура – полезна. Каким способом проще этого добиться – судите сами.