(С) Андрей Ленский
Среди многочисленных "рукотворных" миров, миров фэнтези, логично ожидать разнообразия мироустройства не только в мелочах, но и в таких фундаментальных вопросах, как правила, которым подчиняется логика событий мира. Попросту: чем или кем мир управляется? Hекто делает нечто – почему?
С негодованием отметаю идею о том, что на этот вопрос "существует всего один ответ, а потому...". Да, существует. И этих одних ответов несколько сотен. Hесложно доказать, что "реалистическая" художественная литература тоже дает разные ответы на этот вопрос. Hо в фэнтези, не связанном ни датами, ни реальными лицами, проще вычленить такие различия.
Hаверное, из этого могла бы вырасти любопытная классификация и с литературоведческой точки зрения, но меня пока что интересует конкретный узкий аспект дела: а именно, что и как при разных сценариях ролевой игры хотелось бы моделировать. Едва ли не всякий мастер игры хочет, чтоб на его игре все действия имели игровое обоснование. Hеплохо бы понять, какие именно обоснования "законны" в мире игры.
Я выделил бы по этому признаку четыре основных класса фэнтези-миров. Кроме того, класс можно разделить на две категории – А и Б, где А – "честная" реализация идеи, а "Б" – ее существенное упрощение, так сказать, "квазимир".
Разумеется, это никоим образом не "руководство", а всего лишь материал для размышления.
Основная характеристика мира: каждое действие имеет причину, выражаемую в терминах "цель/задача – набор возможных решений – выбор". Класс назван так потому, что миры этого типа в норме производят максимально реалистичное впечатление. Всякое событие может быть обосновано логично и подробно, разбито на фазы и эти фазы обоснованы тоже. Яблоко стремительно падает на землю под действием гравитации, которая возникает потому, что...
Характерные примеры класса 1А – "Эления" Эддингса, "Видесс" Тортлдава.
Категория Б отличается тем, что действия происходят под влиянием некоей _теории_. Это, естественно, проще. Теория обычно довольно броска и, для вящей убедительности, обличительна.
При моделировании мира реализма просится "интрижная" модель с обилием личных вводных, которые легко сплетаются в узор. Соответственно, категория Б позволяет поставить процесс изготовления вводных на поток и делать их быстро в большом количестве. :-)
В таком мире события происходят как отражение некоторого взаимодействия набора идей. Идеи обычно конфликтуют между собой. Всякое действие, если взглянуть на него глубоко, имеет некий смысл и в сфере идей. Категория А от Б отличается очень просто: в А идея есть результат и оправдание действия, в Б – причина. Это не значит, что в категории А управление не принадлежит идеям: просто они не проявляются явно до действия. Действие в этом классе следует из идеологического смысла _предыдущих_ событий. В Б все проще – господину Эн надо выразить идею Икс, и он ее выражает в меру разумения автора. Типичный пример из категории А – Средиземье Толкина.
Эти миры гораздо лучше класса 1 подходят для командной модели. Основное же внимание при моделировании приходится уделять уже не событиям прошлого персонажей и не их целям, а мировоззрению и моральным принципам. (Заметим, что моральные принципы еще недостаточны: идеи могут и не иметь морально-этической окраски.)
Такие миры управляются некоими правилами, которые могут не иметь в себе абсолютного смысла идей, безличны и при этом не разложимы на детали (как законы мира "реалистического"). Здесь, как и в мирах класса 2, весьма узаконено понятие судьбы, а пророчества имеют еще больший вес: они отражают не просто грядущий результат, а следствие объективных закономерностей. Эти правила могут поддерживаться теми или иными "сильными мира", но они ими не порождены: сами законы безличны и превыше чьей-либо воли.
Типичные примеры – "Колесо Времен" Джордана, Земноморье Урсулы ле Гуин.
Как надо моделировать такие миры, мы, собственно, как раз и пытаемся понять.
Такой мир управляется чьей-то (чьими-то) волей, персонифицированной и конкретной. Богами или чем-то вроде того. У меня сложилось мнение, что на деле любой представитель этого варианта может быть отнесен к одной из ранее приведенных категорий, по крайней мере, контрпримера мне не известно, но теоретически этого не могу обосновать даже для себя. (Того, что этот кто-то тоже должен чем-то управляться – недостаточно, так как нет уверенности, что классификация исчерпывающая.)