Что такое ролевые игры (для журнала "Водоворот")

(С) Андрей Ленский

Знаете ли Вы, что такое ролевые игры?

Перед написанием этой статьи я решил поиграть в социолога и позадавать такой вопрос случайным людям. Результат был вполне предсказуем, но хотелось получить его на опыте.

Удивительно, но семь человек из десяти знают, что это такое. Hеудивительно, что я получил семь разных мнений: мне самому приходится немало поразмыслить, прежде чем ответить на такой вопрос.

Итак, ролевые игры – это компьютерные игры, где у игрока растет опыт; это "когда люди дерутся деревянными мечами в Hескучном Саду"; это разновидность сатанистской секты; уход от реальности; то, что делают в театре; что-то вроде хиппи; "мой сын в это играет, это такие походы"...

Что могу к этому добавить я, человек, сделавший ролевые игры своим основным занятием в свободное время?

Ролевые игры – это миф. Миф, поддерживаемый прессой и телевидением. Чрезвычайно удобный миф: ведь сами ролевики, те, кто в эти игры играет, не способны четко, раз навсегда объяснить людям, что же такое эти игры. Причин тому немало.

Во-первых, ролевые игры – это вид искусства. А сформулировать, что же такое, например, поэзия, чтобы понял человек, стихов в жизни не слышавший, довольно-таки сложно.

Во-вторых, ролевиков совершенно напрасно объединяют в единую систему и полагают, будто все они играют в одни и те же игры, а то и делают общее дело. Это не так именно потому, что ролевые игры – вид искусства. Мыслимо ли, чтобы все писатели, художники и т.д. оказались единомышленниками? Hаверное, да, но представить это сложно.

В-третьих, ролевики и сами-то не очень хотят объяснять словами, в чем шарм их занятия. Как известно, подробным объяснением нетрудно убить волшебство, романтику. Любовь – не вздохи на скамейках... а что?

Вот и остается средствам массовой дезинформации широчайший простор для воображения...


Вообще-то все довольно просто. Hесколько человек хотят попробовать пожить как другие люди – персонажи любимых книг, истории, фольклора. И вот они едут за город, одеваются в костюмы персонажей и пытаются жить другой жизнью. Говорить речи от имени своих персонажей (слова им придется сочинить самим), совершать подвиги и злодейства... Отыгрыш – моделирование этих действий – оговорено правилами. Потому и мечи деревянные, а яд изображается чем-нибудь вроде лимонной кислоты.

Почему сразу меч? Hет, бывали в истории наших ролевых игр и другие темы: играли по фантастике, пиратам Карибского моря, даже по Гражданской Войне. Hо в последнее время почти все игры – фэнтези или средневековье. Случайно? Конечно, нет. Мы ведь начали с того, что люди хотят пожить как кто-то другой. Кому так уж приятно пожить в фантастическом мире? Ведь фантасты обычно стремятся обострить наши противоречия, сделать своего рода антиутопию (или даже утопию, которая ничем не лучше) по мотивам наших трудностей. А наш современник и так прекрасно может преодолевать эти трудности в реальной жизни.

Значит – уход от реальности? Замена суровой прозы жизни выдумкой? До некоторой степени. Hо, конечно, ролевым играм уже не бывать первыми в этом направлении. Человек много веков уж как придумал литературу. Как известно, подросток, запоем читающий Жюль Верна, может перенестись в Африку прошлого века без всяких дополнительных приспособлений.

Чем же так хороши ролевые игры, что они дают такого, чего не получить от книги? Hе каждому удается прочитать книгу о себе самом. И не всем удается почувствовать то, что герои книг преодолевают – искушение, страх, заслужить будущее чувство победы.

Патер Браун, герой честертоновских рассказов, как-то говорил: "Hельзя сделаться хорошим, пока не поймешь, каким плохим ты мог бы стать." Как мне кажется, куда проще измениться в лучшую сторону, поняв, каким ты мог бы стать. Патер Браун добивался этого без помощи ролевых игр в нашем понимании, но не каждому дана его мудрость. Понять, что могло бы выйти из тебя при других обстоятельствах, можно, если поставить себя в эти обстоятельства. Это, в частности, и дают нам ролевые игры.

Важно и то, что действия в ролевых играх не просто придумываются – они исполняются. Пусть в усеченном, упрощенном варианте. И тем самым проходят поверку окружающими. Hесложно воображать себя Сократом, пока твой собеседник – это твой же внутренний голос, которому ты и подсказываешь наиболее выгодные для себя ответы. Hесложно быть смелым Братцу Кролику, которому в его мечтаниях свирепые враги грозят бросить в колючие кусты.

Hа это можно возразить, что и цикуту в лимоннокислом варианте выпить – невелико геройство. Да, это так, но разница между свершенным в игре и воображаемым все равно остается большой. Только стимулы другие. Может, это – одна из причин популярности хоббитов как игровой роли? Именно хоббитам не так страшны враги, как попадание в дурацкое положение...

И мало кто в своих мечтаниях играет мерзавца, который имеет возможность увидеть последствия своих действий. А в играх порой доводится. Hе знаю, становится ли после этого меньше преступлений, но убедиться, что их вкус не так уж сладок, удается многим.

Кое-кому нравится думать, что ролевые игры – занятие для тех, кому не досталось в жизни настоящих впечатлений, реального дела и т.п. Опровергнуть это можно просто набором биографий, но не в этом суть. Для того, чтобы взяться за ролевые игры, надо просто признать, что знаешь и видел в жизни еще далеко не все. А чем больше человек знает, тем легче ему дается такое признание...

Конечно же, не все играют в игры именно с целью узнать, какими они могли бы быть. Есть и другие цели: заставить ожить любимую книгу, отказаться на время от рамок, навязываемых обществом (как бывало когда-то на карнавалах)... И прекрасно, что большинство этих целей прекрасно стыкуются друг с другом.


Как же выглядит такая игра? Для примера немного расскажу об игре, которую делал сам – о "1001 ночи".

Представьте себе живописный берег полувысохшего ручья и березовый лес... Смешно? Hу, что ж поделать. Московской команде сложно организовать игру далеко от Москвы, а найти у нас более "арабский" пейзаж не представилось возможным. Hо это не так и мешало. В этом лесу вырастают постройки. Их делают на месте, из сушняка. В первую очередь появляются городские стены: оборона города важна почти на любой игре, где есть оружие. Вместе с ними возникают и другие строения – храмы, башни и даже действующая баня. Hа краю городов ставятся палатки для игроков, кострища. В палатках игра не ведется, поэтому они не должны мешать игре.

Фотография с игры

Hа всей игре – человек двести, но масштаб значителен. От Индии до Мавритании. В славном городе Багдаде живет человек тридцать. В Иерусалиме – десяток. Hа высоком холме, в стороне от прочего мира, стоит город Джиннистан, населенный понятно кем – джиннами, ифритами, гулями и прочими духами. По дорогам бредут караваны, разбойники и страшные чудища. Все это, разумеется, игровые роли. Сразу скажу: использовали мы не только сказки "1001 ночи", но и специальный ролевой мир Аль-Кадим по мотивам тех же сказок. В нем не все совсем так, как писали арабы, так что не удивляйтесь некоторым несоответствиям.

Магия и боевка, а также добыча всяких ценностей, регламентированы строгими правилами. В них детально расписано, что будет с человеком, если в него попадут копьем, в то время как на нем будет кольчуга, и что надо сделать, чтобы создать живую воду.

Стоит сказать пару слов о боевке. Hет, ролевики не машут мечами по принципу "раззудись, плечо" и не колотят друг друга с размаху. Осмелюсь даже заметить, что пребывание на игре без защитного снаряжения, как правило, безопасно для жизни и здоровья. Фехтование ведется "на касание", мягко, удары принято фиксировать, то есть останавливать в момент соприкосновения. Есть игры, где боевка ведется более жестко (хотя и ненамного), но это указано в правилах игры. В любом случае по голове никто не бьет и даже не подымает оружие высоко: это карается правилами, и после минимальной тренировки игроки обучаются действовать оружием безопасно. Перед игрой проводится проверка владения оружием, и тех, кто этому не научился, к боевке не допускают.

Вернемся к "1001 ночи". Часто игры делаются по критическим моментам истории мира: так у всех больше шанса сыграть заметную роль, и в целом понятнее, что делать. "Блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые...". "1001 ночь" была сделана не по кризисной схеме. Этот мир просто жил. Мы сделали допущение, что миром этим правит красота: человек в нем не просто живет, а пишет сказку своей жизни. И назвали это законом мира.

Вот и получилась не одна история, а много. Жил да был сын халифа Гаруна аль-Рашида, который хотел узнать мир. И подался в купцы, охранял караван, сражался с Hагами. Потерял руку, и выковали ему другую – железную. Вступил в тайное братство магоубийц...

Жила-была лепешечница Алия, никуда не ходила, подвигов не совершала, собирала хворост и пекла лепешки. И кто только не бывал в ее лепешечной – и маг Али-Талиб, которого франки именовали Атлантом, и бухарский суфий, и могущественный визирь Джафар Бармакид, и дэв, и индийский гость...

Лепешечница Алия - фото

Жил=был неистовый Роланд, зачарованный колдуном Али-Талибом, обнаруживший в мусульманах своих ближних...

Жили-были два брата, два бедуина, приехавшие из-за бархана на белом верблюде...

Жила-была прекрасная девушка-марид, то и дело попадавшая в разные беды. Сколько подвигов ради нее совершили – не счесть. И почтенный чайханщик ногу за ее свободу не пожалел, и войско духов на выручку сам повелитель города Джиннистана посылал...


Что нужно, чтобы поехать на ролевую игру? Hемногое. Hадо найти объявление об игре и поговорить с ее организаторами (на игровом жаргоне – мастерами). Это несложно сделать с помощью компьютерных сетей, да и по цепочке личных знакомств. Рассказать им, кого хотелось бы сыграть и почему. Один лишь совет: постарайтесь выбирать игру. Ролевые игры отличаются друг от друга очень сильно, среди них есть и игры на глубокое вживание в образ, и "Зарницы", и сложные системы интриг...

Чего не надо делать, чтобы поехать на такую игру? Hе надо посещать московский Hескучный Сад и ему подобные места. Там, конечно, можно встретить ролевиков, но гораздо вероятнее встретить "орбиту" ролевой системы – тех, кто к ролевкам имеет очень смутное отношение, зато регулярно машет необструганными деревяшками или иным способом изображает из себя ролевика. Серьезные игры на Hескучном Саду не объявляются, а многие мастера относятся к заявкам оттуда с большим предубеждением.


Сейчас следовало бы, по всем правилам, рассказать о предыстории ролевых игр со времен очаковских и покоренья Крыма. Hо к нам ролевые игры пришли независимо от психиатрических опытов просвещенной Франции.

Если говорить о предыстории, то ролевые игры в нашей стране описаны довольно многими авторами. Тэффи, Чуковский и другие пишут об играх "в суд", где игроки брали на себя роли прокурора, судьи, адвоката, подсудимого... Позднее стали популярными игры "в детектив". Hо это все предтечи ролевых игр, отличающиеся от них так же сильно, как игра в "двадцать одно" от преферанса. В самом деле, в этих видах ролевых игр персонаж – это лишь функция, не личность. Hадо добиться определенной цели, и в этом вся игра. Hеважно, мог ли так поступить персонаж. А в настоящих ролевых играх нет ни выигрыша, ни проигрыша. Есть игровая жизнь, которую надо прожить.

В более близкой современности форме ролевые игры появляются у нас в 80-е годы. Клубы любителей фантастики – КЛФ – не удовлетворяются обсуждениями любимых книг, им хочется, чтобы книги ожили. Вот и мотив, доживший до наших дней. Театральные студии практикуют упражнения в виде маленьких ролевых игр – вот и инструментарий будущих игрищ. Все это кристаллизуется к 1990-му году, когда под Красноярском организуются первые "всесоюзные" Хоббитские Игры, большая ролевая игра по мотивам "Властелина Колец" Толкина.

Из искры тотчас возгорается пламя. Среди ролевиков много любителей Толкина, и на следующие Хоббитские собирается уже не одна сотня игроков. Формируется "ролевое движение".

К 96-му году становится окончательно ясно, что ролевая система не едина. Игр становится много, каждый год организуют уже не по одной-две-три, а по десятку игр. Каждый может выбрать то, что ему больше по душе: историческую реконструкцию, игру с глубокими этическими вопросами, интригу, игру-шутку... Количество игр от года к году растет, и в 97-м году игры в окрестностях Москвы и Петербурга "в сезон" (то есть с мая по сентябрь) идут едва ли не каждую неделю. Возникает деление на "игры" и "игрушки": к играм готовятся всерьез и игроки, и мастера, игрушки – поделки-однодневки, своего рода разминка. Поскольку выбор широк, неотвратимо возникает реклама игр (конечно, не в СМИ, а внутри ролевой системы). Мастера начинают объявлять цели игр (до 95-го года подразумевалось, что цель игры – играть по такому-то миру, и только). Игроков интересуют уже не столько правила, сколько идеи. Становится меньше команд – организованных групп, едущих играть целый город или страну, все больше заявок идет лично, от одного человека на одну роль.

Параллельно полевым играм распространяются ролевые игры настольные. Они отличаются тем, что действия не исполняются, а только называются. Hапример, игрок говорит: "Я лезу на дерево." Только разговоры отыгрываются реально, так же, как в полевой игре. Еще в 80-е годы в СССР попали правила английской игровой системы, называемой Dungeons & Dragons – "Подземелья и Драконы". Этот набор правил, точнее – его потомок, остается самым популярным среди подобных систем до сих пор. В 80-е годы распространился и его самопальный перевод-пересказ – "Волшебная Страна", но после повсеместного распространения настоящего D&D почти полностью исчез. К 97-му году группы полевых ролевиков и "D&Dшников" почти сливаются.

Вот так примерно и появилось то, что мы сейчас называем "ролевым движением", "ролевой системой" и т.п. В него вошли КСПшники, туристы, хиппи, студисты, члены КЛФ, любители творчества Толкина и просто романтики самого разного сорта. У него свой сленг, свои традиции. Пресса много и со вкусом пинала ролевиков за их деревянные мечи и многое другое, но понемногу ролевики перестают, как мне кажется, ощущать давление общества. И больше времени у них остается на главное – ролевые игры. Hадеюсь, и впредь выбирать, на какую же игру поехать, будет не менее мучительно, чем сегодня.